Бензодиазепины. ЛСД.
Физико-химические свойства BZ, LSD
ДЛК (LSD-25). Химическое название: диэтиламид L- лизергиновой кислоты (полусинтетическое производное алкалоида спорыньи – эргометрина). Впервые получен в 1938 году А. Хофманом, им же обнаружены галлюциногенные свойства этого вещества. (16 апреля 1943г. А. Хофман случайно употребил внутрь ничтожное количество ДЛК, в результате развилась интоксикация, сопровождавшаяся нарушением психики). С этого момента началось экспериментальное изучение галлюциногенов. Долгое время ДЛК рассматривали, как потенциальное ОВ и потому свойства его подверглись тщательному исследованию. В настоящее время целесообразность применения ДЛК на поле боя отрицается, но не исключено использование его в качестве диверсионного средства.
ДЛК – белый кристаллический порошок без вкуса и запаха. Плавится при температуре около 83 0С. Плохо растворим в воде, хорошо растворяется в органических растворителях. Некоторые соли ДЛК (например, виннокаменная соль – тартарат) хорошо растворимы в воде. В водном растворе медленно гидролизуется.
ДЛК способен быстро проникать в организм через желудочно- кишечный тракт, а также через слизистые дыхательных путей при ингаляции в форме аэрозоля. Максимальная концентрация в крови и тканях отмечается через 10 – 20 минут после приема. При приеме вещества внутрь в дозе 0,005 мг/кг развивается выраженный психоз. Выводящая из строя токсодоза при ингаляционном воздействии аэрозоля составляет 0,01 – 0,1 г мин/м.
BZ - хинукледил-3-бензилат. Получен в 1955 году Дж. Билом (США). В 1961 году была установлена его психоактивность. BZ – это белое кристаллическое вещество без вкуса и запаха. Температура плавления 190 °С, температура кипения 412 °С. В воде практически не растворим, но хорошо растворяется в органических растворителях. Гидролизуется медленно. В организм вещество может проникать через легкие при ингаляции аэрозоля, либо через желудочно- кишечный тракт с зараженной водой и продовольствием. Через неповрежденную кожу BZ в организм не проникает. При распределении в организме токсикант легко преодолевает гематоэнцефалический барьер. Планируемый способ боевого применения – аэрозоль. Возможно использование с диверсионными целями. Среднесмертельная токсодоза (Ld50) для человека оставляет 110 г мин/м.
Механизм действия и патогенез интоксикации.
Механизм токсического действия психотомиметических ОВ сложен и в настоящее время до конца не изучен. Однако уже сейчас является доказанным и обоснованным то, что яды психотомиметического действия вызывают нарушение всех видов медиаторного обмена в центральной нервной системе (ЦНС). Эти вещества активно вмешиваются в метаболизм ацетилхолина, серотонина, адреналина, норадреналина, допамина, ГАМК, что ведет к изменениям психической деятельности человека.
Механизм токсического действия ДЛК.
ДЛК действует на центральный и периферический отделы нервной системы. К числу центральных эффектов ДЛК относятся все сенсорные и психические нарушения, часть соматических и вегетативных реакций, таких как гипертермия, тахикардия, гипергликемия и т.д. Периферическое действие ДЛК проявляется тремором, мидриазом, гипотонией, брадикардией, пилоэрекцией, и т.д.
В основе токсических эффектов, развивающихся при действии ДЛК на нервную систему, лежит способность вмешиваться в проведение нервных импульсов в серотонинэргических и катехоламинэргических синапсах.
Нейроны серотонинэргической системы иннервируют все отделы ЦНС, особенно плотно, образования зрительного анализатора, лимбической системы, гипоталамуса.
Первоначально полагали, что основным видом действия ДЛК является ее способность блокировать постсинаптические рецепторы в синапсах, образуемых окончаниями аксонов серотонинэргических нейронов в иннервируемых ими отделах мозга.
В настоящее время установлено, что ДЛК не только выступает в качестве антагониста серотонина, но и способна угнетать спонтанную активность самих серотонинэргических нейронов. Более того, установлено, что при определенных концентрациях в тканях мозга ДЛК может выступать и как агонист серотонина. Высказано предположение, что токсикант, прежде всего, возбуждает ауторецепторы, образуемые окончаниями нейронов, на своих собственных телах. Функция такой иннервации – подавлять активность нервных клеток по механизму отрицательной обратной связи. За счет этого, при отравлении ДЛК, уровень нейромедиатора (серотонина) в ЦНС не только не понижается, но напротив существенно возрастает. Установлено, что ДЛК в эффективных дозах не действует на ферменты, обеспечивающие синтез (5-гидрокситриптофандекарбоксилаза) и разрушение (моноаминоксидаза) серотонина, а также на систему его транспорта в мозге. Предполагается, что повышение содержания серотонина в мозге является следствием замедления скорости его «оборота», которое наступает при подавлении активности нервных клеток.
Исследования показывают, что ДЛК избирательно воздействует на нейрональные катехоламинэргические системы ретикулярной формации и других образований мозга. Отдельные симптомы отравления, такие, как моторная гиперактивность, тахикардия, гипертензия, мидриаз, гипертермия и другие, указывают на преобладание у отравленных симпатотонии.
ДЛК активирует дофаминэргические нейроны всех отделов ЦНС. При этом активируется процесс синтеза нейромедиатора, ускоряется его оборот в стриатуме, гипоталамусе, лимбических ядрах. Ускорение оборота приводит к снижению уровня дофамина в соответствующих структурах мозга. Активируются и другие катехоламинэргические системы.
В последнее время получены убедительные данные, что ДЛК повышает активность и норадренэргических структур мозга, вследствие чего увеличивается высвобождение норадреналина и развивается дефицит его функциональных запасов. О значении нарушений со стороны катехоламинэргических образований в патогенезе интоксикации ДЛК, говорит и то, что назначение отравленным аминазина (дофамин- и адренолитика) облегчает течение интоксикации, резерпин (истощает запасы катехоламинов в ЦНС), напротив, усиливает действие ДЛК.
Таким образом, происходит смещение баланса процессов торможения и возбуждения, как внутри самой серотонинэргической системы, так и в других, тесно взаимодействующих с ней, нейромедиаторных системах мозга (катехоламинэргической, холинэргической, ГАМК-эргической), приводящих к формированию патологических интегративных процессов в ЦНС, что в определенной степени коррелирует с симптомами интоксикации.
Механизм токсического действия BZ.
В основе механизма токсического действия BZ является блокада мускариночувствительных холинэргических структур в головном мозге и нарушение вследствие этого медиаторной функции ацетилхолина в синапсах ЦНС. ВZ – мощный центральный холинолитик, прочно связывающийся с М-холинорецепторами мозга. В ЦНС холинорецепторы расположены во всех отделах, но в большей степени они сосредоточены в коре и ретикулярной формации ствола мозга. Известно, что ацетилхолину принадлежит важная роль в обеспечении равновесия процессов возбуждения и торможения в ЦНС, а холинергические механизмы лежат в основе многих форм поведения, включая обучение и память. В связи с этим понятно, что блокада холинорецепторов центральной нервной системы приводит к нарушению психической деятельности человека.
BZ нарушает передачу нервного импульса в холинергических структурах организма (преимущественно в ЦНС). Он присоединяется сложноэфирной группой к эстерофильному центру холинорецептора (ХР) (и возможно N-аминной группой к анионному центру ХР), блокирует М-холинорецепторы, что препятствует деполяризации постсинаптической мембраны и передаче импульса на следующий нейрон.
Влияние психотомиметика на холинэргическую передачу не ограничивается блокадой постсинаптических холинорецепторов. ВZ действует и на пресинаптические рецепторы, активность которых контролирует выброс ацетилхолина нервными окончаниями и интенсивность его оборота (по механизму обратной связи: возбуждение рецепторов ацетилхолином угнетает его выброс и снижает скорость оборота). Кроме того, токсикант вызывает усиленное высвобождение ацетилхолина в синаптическую щель и избыточное его разрушение ацетилхолинэстеразой, а также угнетает активность холинацетилазы, тормозя синтез ацетилхолина. В итоге запасы ацетилхолина в центральной нервной системе существенно истощаются.
Через ослабление медиаторной роли АХ в коре головного мозга утрачивается корковый контроль над повышенным возбуждением подкорки, что проявляется психическими нарушениями.
Наряду с центральными, блокируются и периферические холинореактивные системы. Этим можно объяснить развитие вегетативных нарушений, наблюдаемых при отравлении BZ.
Поскольку в ЦНС существует тесное функционально- морфологическое взаимодействие нейронов, передающих нервный импульс с помощью различных нейромедиаторов, помимо нарушений холинэргических механизмов мозга при отравлении BZ, отмечаются нарушения в системе норадренэргической, дофаминэргической, серотонинэргической медиации.