«МАТЬ более, чем женщина»
Это некий вид «материнского захватничества», некая форма тюремного заключения. Такие матери демонстративно преувеличенно заботливы и предупредительны к своему ребенку, не позволяя ему становиться «другим», самостоятельной личностью. Такая мать с радостью будет строить планы совместной жизни с собственной дочерью до конца дней, словно они супружеская пара. Она отказывается уважать пространство дочери и претендует на нее и ее личную жизнь. В таких взаимоотношениях стерты границы, существует взаимная близость и склонность доверять друг другу свои мысли и чувства. Дочь в этих взаимоотношениях эксплуатируется не только как личность, но и как объект, компенсирующий неудовлетворенные потребности матери. Мать становится зеркалом для дочери, а дочь – проекцией матери.
У дочери в таких взаимоотношениях нарушается идентичность. Она может быть такой же, как ее мать, или ее полной противоположностью. Чаще всего такой дочери не хватает ресурсов на разрыв этой связи. Она терпеливо переносит «захват собственной личности» и не осознает, как можно жаловаться на то, что тебя любят. Так как невозможно предать такую материнскую любовь, дочери испытывают чувство вины.
Можно выделить два типа таких матерей:
• чрезмерно заботливая (эгоистичная) мать – такая женщина чувствует к ребенку неосознаваемую враждебность, и слишком сильная внешняя любовь – это компенсация ее действительного отсутствия;
• жертвенная мать – думает, что благодаря ее жертвенности дети поймут, что такое любовь.
Дети подобных матерей несчастливы, неуверены в себе, боятся огорчить их, тревожны и напряжены. Жертвенность не дает возможности критиковать мать и приводит к еще более худшему результату – они обязаны любить свою мать и получают урок нелюбви к жизни.