«Экстремальные матери»
Эти матери вызывают экстремально сильные субъективные эмоции у своих дочерей в восприятии их поведения. Эльячефф отмечает, что эти эмоции не сразу отражаются на психике дочери, а именно уходят корнями в ранние эмоциональные реакции на мать.
В нормальном варианте превосходство матери становится основой для устремленности дочери в будущем, например, быть такой же красивой, т. е. способствует уверенности в себе. А в экстремальном варианте мать подавляет дочь своим превосходством, и у нее рождается представление о собственной неполноценности.
Такое восприятие дочери само по себе становится источником страдания и ощущения безнадежности. Матери совсем нет дела до своей дочери, ее не интересует ни то, что с ней происходит в настоящее время, ни то, какой женщиной она сможет стать в будущем. Так происходит негативное влияние на развитие идентичности дочери и ее личности.
В другом проявлении экстремальности мать намного уступает дочери и занимает нижестоящее положение, что так же проблематично сказывается на поиске своей идентичности. Дочь стыдится своей матери, хочет отличаться от нее и испытывает чувство вины за это.
Мать, которая колеблется между позициями надежной матери и безалаберной подружки, родит в дочери чувство незащищенности и тревоги, которое впоследствии может негативно отразиться на беременности дочери, так как организм (природа) не стремится беременеть в незащищенной среде.
Сюда же мы отнесем «дочерей своих дочерей». У девочек, чьи матери перемещают их на место собственной матери или принуждают их играть ее роль, никогда не бывает детства. Сможет ли такая дочь забеременеть, если позиция ребенка уже занята собственной матерью, непомерно требующей внимания и любви?
Стоит упомянуть и о разрыве отношений с матерью или ее смерти в детстве дочери. Это всегда и неизбежно оставляет свой глубокий негативный след на всю жизнь. Такая дочь обязательно столкнется с проблемами идентичности, везде будет искать образ матери, с которого она сможет брать пример, и, поскольку рядом нет живого образа, девочка, скорее всего, будет идентифицироваться с идеальным образом матери (выдуманным, взятым из книг и т. д.), что может серьезно повлиять на ее жизнь.
Даже на таких небольших примерах мы уже видим, насколько обширна и серьезна тема взаимоотношений женщины с собственной матерью, насколько важны для будущей жизни и здоровья женщины эти отношения. Ключевыми моментами этих взаимоотношений, на мой взгляд, являются: безусловная любовь матери к ребенку и своевременное психологическое отделение от матери.
Дочери, испытавшие недостаток любви со стороны неудовлетворенных матерей, равнодушных к чувствам собственных дочерей, несут на себе весь груз негатива, самоуничижения и депрессии, которые скрывают в себе их матери. В плохом материнском отношении они осознанно или бессознательно всю жизнь обвиняют себя. Сможет ли такая дочь относиться к себе с любовью? Или она примет и передаст эстафету нелюбви и непринятия следующему поколению. Как и чем она будет компенсировать недостаток любви?
Чтобы стать женщиной, дочери необходимо избавиться от влияния матери, ей необходимо психологически отделиться от нее. Если этого не происходит, у нее нет чувства себя, и не может быть ответственности за собственную жизнь и собственные чувства.
Непризнанные, непроговоренные, неозвученные чувства дочери превращаются в безмолвное одинокое страдание, которое, не находя выхода и тем более отвергаемое, может «обернуться в собственное тело» и стать соматическими проблемами.