ДИАГНОСТИКА
Для постановки диагноза «артроз» прибегают к:
— клиническому и биохимическому анализам крови,
— рентгенографии и магнитно-резонансной или компьютерной томографии,
— УЗИ суставов,
— артроскопия.
При артрозах клинический анализ крови не показывает каких-либо специфических изменений. Лишь в некоторых случаях, при синовите одного-двух крупных суставов, может отмечаться совсем незначительное повышение скорости оседания эритроцитов (СОЭ или РОЭ). Напротив, существенное повышение СОЭ в сочетании с ночными болями в суставах должно подтолкнуть нас к мысли о возможном ревматическом, воспалительном происхождении этих болей.
Если у пациента к тому же повышено количество лейкоцитов, то это обстоятельство подтверждает наличие в организме какого-то инфекционно-воспалительно-го процесса, отразившегося, в частности, и на суставах. В любом случае клинический анализ крови не дает четких ответов, он лишь обозначает тенденции и сужает круг диагностического поиска.
При проведении биохимического анализа крови, кровь берется из вены, и обязательно натощак. Биохимический анализ крови может оказать существенную помощь врачу в проведении дифференциальной диагностики поражений суставов: артроз или артрит. При ревматических болезнях (артритах) в крови существенно повышается уровень так называемых маркеров воспаления: С-реактивного белка, серомукоида, некоторых глобулинов и иммуноглобулинов. При ревматоидном артрите в анализе часто обнаруживается ревматоидный фактор. А при подагре отмечается увеличение количества мочевой кислоты. При артрозах эти биохимические показатели, напротив, остаются в норме. Иногда, хотя и редко, отдельные виды артритов тоже не приводят к существенному изменению биохимических показателей. Но все же такой анализ, как правило, помогает произвести четкое разграничение между воспалительными и обменно-дистрофическими заболеваниями суставов (артрозами).
Если обнаруживаем у пациента с артрозом «воспалительные» изменения в показателях крови, взятой из пальца или из вены, мы должны насторожиться — артроз не вызывает никаких изменений в анализах. И если показатели воспаления повышены, есть большая вероятность, что мы имеем дело не с артрозом, а с артритом. Тогда надо продолжить обследование пациента до окончательного подтверждения диагноза.
Рентгенография является одним из важнейших методов диагностики артрозов. В большинстве случаев даже стадия артроза устанавливается исключительно на основании рентгеновского снимка. На рентгене достаточно хорошо видны изменения формы сустава и костные деформации;
Обследование больного при артрозе заметно уплотнение костей под поврежденным хрящом и четко прорисовываются остеофиты — шипы. Также по рентгеновскому снимку можно судить о ширине суставной щели, то есть о расстоянии между сочленяющимися костями.
Но рентгенологическое обследование не может зафиксировать самые ранние проявления артроза — начальные изменения хрящевой ткани. Так как хрящ на обычном рентгеновском снимке не отражается, то о его повреждении можно судить лишь по косвенным показателям. Поэтому распознать артроз можно только тогда, когда разрушение сустава зашло уже достаточно далеко.
Томография. На более ранних стадиях артроз крупных суставов (коленных, тазобедренных и плечевых) можно обнаружить с помощью томографии — компьютерной или магнитно-резонансной.
При этом магнитно-резонансная томография имеет явное преимущество перед компьютерной. Ведь в первом случае для исследования используются, как ясно из названия, магнитные волны. Они способны отразить на получаемом снимке мельчайшие детали сустава — не только его костную структуру, но и хрящ, суставную капсулу и т. д. А для компьютерной томографии используются все те же рентгеновские лучи, что и при обычном рентгенографическом исследовании. Разница лишь в том, что при компьютерной томографии томограф как бы «шинкует» сустав серией рентгеновских снимков, и в результате изображение получается более объемным и подробным, чем при рентгенографии. Но оно все равно уступает по информативности магнитно-резонансной томограмме.
Обычно, получив данные томографического обследования, врачи бывают настолько уверены в их непогрешимости, что не считают нужным перепроверять результаты исследований и проводить личный осмотр пациента. Специалист отделения томографии, который проводит расшифровку снимков, тоже человек и может ошибаться. В частности, я неоднократно сталкивался с ситуациями, когда за артроз принимались обычные возрастные изменения или другие, схожие по картине с артрозом заболевания. Также выявленный на томограмме артроз может быть не единственным заболеванием пациента. А основной причиной болей, даже при наличии артроза, может оказаться другое заболевание, которое нужно будет лечить параллельно с артрозом — например, артрит.
Артроскопию чаще всего ее делают на колене. После местной анестезии в суставе делается прокол, через который вводят аппарат — артроскоп. Артроскоп работает по принципу перископа подводной лодки и позволяет врачу, смотрящему через окуляр, изнутри увидеть изменения хрящей, менисков и синовиальной оболочки сустава.
Подобная диагностическая методика весьма информативна, но используют артроскопию нечасто из-за ее относительной травматичности: для введения артроско-па в колено требуется сделать прокол достаточных размеров. По сути, артроскопия является мини-операцией. Иногда ее даже делают именно с лечебными целями — например, когда из сустава требуется удалить маленький кусочек отломившегося хряща, мениска и т. д.
УЗИ суставов (ультразвуковое исследование) в последние годы стали активно использовать для диагностики заболеваний суставов. Ведь УЗИ, как и томография, позволяет увидеть изменения мягких тканей сустава — например, с помощью ультразвука можно обнаружить истончение хрящевой ткани при артрозе или увеличение количества суставной жидкости при синовите; можно выявить повреждение менисков в колене и т. д. Однако метод имеет существенный недостаток — он весьма субъективен, и полученные данные целиком зависят от квалификации специалиста, проводящего исследование.