Секрет успеха № 3: контроль количества продуктов
Итальянский исследователь Паоло Лионетти наблюдал за группой детей, рацион которых состоял из богатой клетчаткой растительной пищи (овощи и бобовые), и сравнил их с группой, в которой основу рациона составляли белки животного происхождения и в целом преобладали насыщенные жирами и углеводами продукты. Результаты показали существенные различия в составе кишечных бактерий: у детей из второй группы бактериальный состав был существенно менее разнообразным, присутствовали микробы, которые обычно ассоциируются с аллергиями, диареей и ожирением, в то время как у первой группы наблюдались высокие показатели КЦЖК, защищающих кишечник от воспалений, а также бактерии, сопутствующие стройному телосложению.
Могло ли количество потребляемого сахара само по себе вызвать нежелательные изменения в микробиоме? Недавние исследования подталкивают к противоположному выводу. Гарвардские ученые попросили добровольцев соблюдать две абсолютно различные пятидневные диеты. Первая: мало клетчатки, много жиров и животных белков (грудинка, салями, прошутто и широкий ассортимент сыров). Вторая диета практически веганская: мало жиров, много растительных волокон (рис «Жасмин», лук, помидоры, кабачки, горох, чечевица, чеснок, на десерт бананы и манго). Ученые наблюдали за составом микробиома до эксперимента, в процессе и после него. Различия проявились даже быстрее, чем предполагалось, и привели к неожиданным подвижкам на генетическом уровне.
Практически сразу был отмечен рост количества кишечных бактерий (у добровольцев, придерживавшихся первой диеты, доминировали микробы, живущие в желчной среде и помогающие расщеплять жиры, однако ассоциирующиеся с воспалениями и колитами), а также изменился состав активных генов.
Диета с экстремально низким содержанием углеводов, например менее 50 граммов в день, приводит к недостатку клетчатки и, как следствие, уменьшению разнообразия видов кишечной микрофлоры, что напоминает последствия приема антибиотиков. Можно подытожить: мясо не вредно для микробиома; недостаток пищевых волокон, клетчатки – вот что действительно опасно; увеличение потребления мяса ведет к тому, что организм получает меньше клетчатки (человек насыщается мясом, к нему приходит сытость, поэтому он не ест содержащие клетчатку продукты).
Ваша обеденная тарелка не безразмерна, так что позаботьтесь, чтобы на ней всегда оставалось место для полезной для микробиома пищи. В идеале нужно рассматривать овощные блюда как основные, а мясо – как гарнир. На вашем столе должно быть только высококачественное мясо (то есть мясо животных, выращенных на натуральном корме без добавления антибиотиков). Если корова питалась кукурузой или получала антибиотики, ее мясо содержит больше патогенных бактерий вроде E. coli 0157:H7, которые нарушают микробиом и могут стать причиной серьезных заболеваний.
Количество потребляемого мяса может изменить состав микробиома, но и сам микробиом влияет на то, какое мясо мы выбираем. Исследования, проведенные в Кливлендской клинике, показали, что в процессе усваивания кишечными бактериями так называемого L-карнитина (соединения, присущего красному мясу) вырабатывается триметиламин N-оксид, который формирует бляшки, закупоривающие артерии. Так что кишечные бактерии, возможно, тесно связаны с сердечными приступами и инсультами. Интересно, что когда веганы или вегетарианцы вдруг получают дозу L-карнитина, в их кишечниках не вырабатывается большое количество триметиламин N-оксида, видимо, потому что их микробиом не содержит так уж много бактерий, ответственных за его выработку, ввиду основанной на растительной пище диеты. Другие продукты питания – птица, яйца, морепродукты, свинина, молочные продукты – тоже содержат L-карнитин, но именно в красном мясе его концентрация особенно велика.
Принимая решение, какое место в вашем рационе будет занимать мясо, подумайте, что выращивание мясного скота негативно сказывается на окружающей среде, а еще хуже то, что сами животные испытывают боль и страдания. В отношении заботы о микробиоме растительная пища – это то, что надо. По всем показателям имеет смысл постараться сократить потребление продуктов животного происхождения, а то и вовсе отказаться от них.