Что есть поесть?
Наши пациенты придерживаются специфической углеводной диеты – ближайшего аналога палеолитической диеты, допускающей некоторые молочные продукты, в основном йогурт домашнего приготовления, выдержанные сыры, но ограничивающей употребление злаковых хлопьев, зерновых, картофеля и сахара. Кто-то предпочитает строгую палеолитическую диету, полностью исключающую молочные и зерновые продукты. Некоторые пациенты отказываются от сахара и прочих подсластителей, другие включают в свой рацион натуральный мед или кленовый сироп. Большинство чувствуют улучшения, когда отказываются от молочных продуктов, ведь глютен вреден для кишечника, однако количество и виды белков, жиров и углеводов варьируются: можно быть и ежедневным мясоедом, и стопроцентным веганом. Бывает так, что, выбрав подходящую диету, одни пациенты отмечают, что даже небольшие отклонения от режима приводят к возврату симптомов болезни, а другие могут позволить себе день отдыха примерно раз в неделю или даже при соблюдении диеты процентов на восемьдесят чувствуют себя нормально.
Целью наблюдения за группой пациентов с болезнью Крона и язвенным колитом, случаи которых описаны в главе 3, были результаты изменения в ежедневном рационе как главного терапевтического инструмента. На базе полученных данных мы выработали рекомендации, которые хорошо себя показали при лечении не только воспалительных процессов кишечника, но и других типов гастроэнтерологических расстройств, особенно тех, в основе которых лежит нарушение нормального состава кишечной микрофлоры. Мы убедились в справедливости того, о чем говорили другие исследователи: воспаление в кишечнике можно вылечить изменением пищевых привычек и рациона.
Мысль, что то, что мы едим, влияет на процессы в кишечнике и на живущих в нем микробов, настолько тривиальна и интуитивна понятна, что просто удивительно, почему в традиционной медицине ее считают спорной. Мы с детства зависели от близорукой фармацевтики и сейчас расплачиваемся за ее побочные эффекты, считая это неизбежностью, с которой надо смириться. Некоторых моих коллег почему-то сбивает с толку то, что первоочередной мерой по лечению болезни Крона или язвенного колита я считаю отказ от фастфуда, переход на пищу растительного происхождения, прием пробиотиков, образ жизни со сниженным уровнем стресса – и все это вместо рецептов на сильнодействующие препараты.
Самый распространенный вопрос: «И что, вся эта ерунда действительно работает?» Ответ: работает, но не в каждом случае, не для всех. У кого-то из пациентов произошли необратимые изменения на клеточном уровне, это нельзя исправить интегрированным подходом к лечению, некоторым даже сильные современные лекарства не способны помочь. Но большинство моих пациентов реагировали на диету очень хорошо, что подтверждает наши предположения о тесной связи этих болезней с повреждениями микробиома. Обсудим специфику диеты подробнее.