ЛЕЧЕНИЕ

Лечение АС должно быть постоянным. Анкилозирование суставов позвоночника неуклонно прогрессирует. Поэтому главной целью лечения является сохранение прямого положения позвоночника, сведение к минимуму нарушения осанки и дыхания. Рекомендуют спать только на спине, на жесткой постели, без подушки, необходимо регулярно выполнять упражнения, направленные на поддержание правильной осанки и глубокого дыхания. Целесообразна кинезотерапия, лечебная гимнастика в виде кратковременных (по 10–20 мин) повторных упражнений, несколько раз в день. Тренировка мышц конечностей является также профилактикой их атрофии. При проведении кинезотерапии необходимо избегать бега, прыжков, подъема тяжестей. Желательно при этом использовать методику релаксации с помощью аутогенной тренировки.

Особенно эффективно при АС использовать плавание, лечебную гимнастику в теплом бассейне, с температурой не менее 32 °C, когда движения в позвоночнике и суставах возможны без нагрузки веса, при расслаблении мышц. Это возможно в аппарате «Угуль» («Сухой бассейн»), при подвешивании (провисании).

Для предотвращения атрофии мышц используют массаж, обходя область суставов, самомассаж. При АС покой и иммобилизация приносят буквально вред, обусловливая увеличение дискомфорта и болей, а также уменьшение подвижности позвоночника (Бревертон Д. А., 1990). Автор рекомендует больному вести нормальный, активный образ жизни, занимаясь плаванием, теннисом, волейболом. Необходимо постоянно следить за осанкой. Даже при развитии интеркуррентных заболеваний, требующих длительного постельного режима, больной нуждается в постоянных занятиях с методистом по лечебной физкультуре для предотвращения тяжелых нарушений осанки и функции позвоночника.

Большинство больных АС нуждаются в гипосенсибилизирующей диете с исключением легкоусвояемых углеводов, чая, кофе, пряностей и солений, экзотических фруктов. Необходимо также ограничение приема натрия, что будет уменьшать скованность. Уменьшает также боли и скованность в позвоночнике прием овощей, богатых витаминами, солями минералов и энтеросорбентами. Целесообразно при АС, как и при РА, использование антиаллергической фитотерапии. Подробности приведены в главе 4.

При выраженной активности процесса, длительной скованности, малой эффективности традиционного лечения целесообразна разгрузочно-диетическая терапия по методу Николаева. Рекомендуют курсы длительностью 10–21 день с соответствием продолжительности периода реалиментации периоду голодания.

Для укрепления иммунитета, повышения его при АС необходима санация очагов инфекции, сенсибилизирующих организм, — хронического уропростатита, цервицита, кишечной инфекции. Целесообразно применение в качестве антибактериальной терапии метронидазола, нитрофурановых (фурагина, фурамага), сульфаниламидов продленного действия, хинидина. В пожилом возрасте дозы всех препаратов уменьшают на 1/3 —1/4 от терапевтической дозы.

Десенсибилизацию при АС проводят с помощью постоянного приема аскорбиновой кислоты (0,5 г/сут) вместе с рутином, по 1 таблетке 3 раза в день, а также с использованием пантотената кальция, по 0,1 г 3 раза в день. Последний особенно показан при АС в пожилом возрасте в связи с поражением периферических нервов, развитием остеопороза и нарушением обменных процессов.

Базисной терапией при АС являются НПВП. При регулярном приеме НПВП может замедляться оссификация позвоночника. Наиболее эффективными считают диклофенак, кетопрофен, мелоксикам, нимесулид. Главное достоинство преимущественных ингибиторов ЦОГ-2 состоит в большей безопасности для желудочнокишечного тракта. Целебрекс назначают по 50 — 100 мг/сут. Мелоксикам рекомендуют по 15 мг/сут, нейродикловит (диклофенак с витаминами В1, В6 и В12) по 1–3 капсуле в сутки.

При артрите периферических суставов и энтезитах (в области пяток, таза и т. д.) целесообразны локальные инъекции глюкокортикостероидов. ГКС для приема внутрь назначаются больным анкилозирующим спондилоартритом только по особым показаниям: увеит, не поддающийся адекватной локальной терапии, кардит и аортит, IgA-нефропатия, лихорадка, не устраняющаяся НПВП. Длительность приема ГКС в этих случаях должна быть небольшой (недели, редко месяцы). Если, несмотря на лечение болезни Бехтерева, сохраняется высокая активность анкилозирующим спондилоартритом, отмечается коксит и/или выраженный спондилит, то должен обсуждаться вопрос о кратковременном (в течение 1–3 дней) внутривенном применении высоких доз ГКС. Яркий лечебный эффект, быстро достигаемый у большинства таких больных, сохраняется обычно недолго (1–2 нед.), но в отдельных случаях, когда улучшение длится 3 мес. и более, в случае обострения анкилозирующего спондилоартрита целесообразно повторение данного метода терапии.

При упорном часто рецидивирующем артрите и энтезите, показан сульфаса-лазин. Этот препарат применяют в дозе 2–3 г/сут не менее 3–4 мес., а при успехе терапии (и хорошей переносимости) — и дольше (в той же дозе). По тем же показаниям при анкилозирующем спондилоартрите применяют метотрексат. В случае преобладающего поражения позвоночного столба положительные результаты применения сульфасалазина и метотрексата отмечаются редко.

Эффективен при анкилозирующем спондилоартрите биологический (антицитокиновый) препарат, ингибирующий фактор некроза опухолей альфа (ФНО-?) — инфликсимаб. Инфликсимаб представляет собой химерные (гибридные мышиные и человеческие) моноклональные антитела к ФНО-альфа. Он блокирует именно те механизмы развития болезни, которые вызывают воспалительный процесс и способствуют его поддержанию. Хотя инфликсимаб, подавляя уровень ФНО-?, может также снижать способность иммунной системы бороться с инфекциями.

Применение инфликсимаба целесообразно в том случае, если активность болезни остается высокой, несмотря на использование полной суточной дозы хотя бы двух НПВП разных химических групп на протяжении трех последовательных месяцев. Противопоказанием к применению инфликсимаба считается тяжелый инфекционный процесс, умеренная и выраженная сердечная недостаточность, возраст менее 18 лет. Эффект лечения выявляется, как правило, уже после первой инфузии, в последующем он может нарастать, и достигает максимальной выраженности после трех инфузий препарата. Значительное улучшение отмечается примерно у 60 % больных. Доза НПВП или других противовоспалительных препаратов по мере раз-вития улучшения может быть постепенно сокращена.

Наиболее перспективна комбинация метотрексата с инфликсимабом или ри-туксимабом (Насонов Е. Л., 2007).

Желателен параллельный прием нестероидных анаболических препаратов: метилурацила, витамина В6, оротовой, аспарагиновой, фолиевой кислоты.

Для снятия мышечного спазма назначают сирдалуд по 2–4 мг 3 раза в сутки; мидокалм по 150 мг 3 раза в сутки.

Уменьшают скованность, отечность тканей при обострении АС антигистаминные препараты (димедрол, дипразин, тавегил), которые одновременно оказывают также седативный эффект.

Противовоспалительную терапию проводят на фоне антиоксидантов — витаминов Е, А, С, В1, аминокапроновой кислоты, а также фитоадаптогенов (лимонника, элеутерококка, золотого корня), дибазола.

В пожилом возрасте использовать в качестве базисной терапии препараты золота, пеницилламин или глюкокортикоиды нецелесообразно ввиду их многочисленных, опасных для жизни осложнений: угнетения системы кроветворения, остеопороза, язв в желудочно-кишечном тракте, артериальной гипертензии, сахарного диабета и др. Целесообразно использовать при высокой активности АС гамма-глобулин, иммуноглобулин и другие препараты, которые содержат истинные антитела и образуют с комплексами антиген — антитело крупные иммунные комплексы, хорошо фагоцитируемые макрофагами. Гамма-глобулин и полиглобулин вводят внутримышечно по одной дозе 2 раза в нед., 6 инъекций на курс. Иммуноглобулин применяют внутримышечно 1 раз в нед. — 3 инъекции на курс — или по 25–50 мл внутривенно иммуноглобулина для внутривенного введения 1 раз в нед., 3 инъекции на курс. Сухую плазму вводят после разведения внутривенно 1 раз в нед., 3 инъекции на курс.

В последнее время успешно применяют интерферон (IFN-?, -?, -?), особенно человеческий интерферон. Положительную динамику РА выявили при использовании индуктора интерферона — циклоферона, вводимого внутримышечно, 25 мг/сут курсами по 10 дней, или двумя пятидневными курсами, или в таблетированной форме 2–4 нед. Применяют при РА также рекомбинантный гамма-интерферон — реаферон. В. В. Бадокин (2004) приводит сведения об эффективности использования при АС инфликсимаба (мононуклеарных антител к фактору некроза опухоли), бисфосфонатов (памидроната).

Иммунокорригирующие препараты широкого спектра действия (тималин, Т-активин, левамизол) являются мощными индукторами дифференцировки практически всех лимфоцитов, в то время как уже сейчас ясна нецелесообразность активации некоторых субпопуляций лимфоцитов, в частности Th2, стимулирующих, в свою очередь, выработку IL-4, -5. По-видимому, перспективно использование рекомбинантных цитокинов — ронколейкина, бета-лейкина, стимулирующих Th1-звено иммунитета, а также бестима, синтетического пептида, стимулирующего дифференциацию Th1-клеток и продукцию IL-2. Все это селективные стимуляторы Th1 иммунного ответа.

При осложнении АС амилоидозом, помимо активной терапии процесса, добавляют диметилсульфоксид (ДМСО). Начинают с приема внутрь 1 г/сут (100 мл 1 % раствора ДМСО в три приема после еды). Дозу при хорошей переносимости увеличивают на 1 г/сут и постепенно доводят до 3–5 г/сут. То есть больной принимает в день 100 мл 3–5 % раствора. Для улучшения вкуса ДМСО разводят фруктовым соком или добавляют мяту.

Обязательной для лечения АС в пожилом возрасте является физиотерапия. Физиотерапевтические методы лечения, как и при других болезнях костно-мышечной системы в пожилом возрасте, назначают короткими сеансами, с длительными интервалами между ними, меньшей интенсивностью и с меньшей площадью воздействия. Применяют ультразвук, фонофорез, коротковолновую и микроволновую диатермию на позвоночные и тазобедренные суставы, диадинамические токи, магнитотерапию, лазеротерапию, парафин. Д. В. Шарогородская [и др.] (1991) добилась существенного эффекта в лечении больных центральной формой АС при помощи локальной импульсной (с частотой 4–6 Гц) декомпрессии в 40–60 мм рт. ст.

Необходимо учитывать, что при средней и высокой степени активности заболевания физиотерапия, как и курортотерапия, противопоказаны вследствие возможности обострения заболевания.

Эффективны методы рефлексотерапии, в том числе и транскраниальное обезболивание. ТЭС, вырабатывая эндогенные опиоиды, купирует боль и при помощи нормализации сосудодвигательного центра улучшает вегетососудистую регуляцию. ТЭС мобилизует выработку защитных простагландинов ЕP и IP, улучшающих местный кровоток при резком его нарушении, обусловленном сбоем центральной гемодинамики. Все это помогает, помимо уменьшения боли и скованности, нормализовать, стимулировать деятельность иммунной системы, извращенной при АС. Помогает уменьшить боль, улучшить кровоток в позвоночнике и периферических суставах, а также стимулировать иммунную систему использование точечного массажа. Как и при других заболеваниях опорно-двигательного аппарата, в пожилом возрасте необходимо сохранять навыки самообслуживания. Для уменьшения болевого синдрома, создания психологического настроя на преодоление болезни целесообразны различные способы отвлечения внимания. К ним можно отнести вязание, плетение, флористику, работу с компьютером, хобби, для занятия которыми в пожилом возрасте есть время. Помочь в этом могут также методы самогипноза, аутогенной тренировки.

Как и при РА, во многих случаях АС необходимо использовать возможности фитотерапии. При помощи фитоадаптогенов в виде настоев, отваров, чая можно укреплять иммунную систему. Фитотерапия будет способствовать санации мочевыводящих, желчевыводящих путей, поддерживающих аллергизацию организма. Использование компрессов, настоек, мазей будет как рефлекторно уменьшать боль, так и улучшать местный кровоток, способствовать рассасыванию воспалительных процессов в синовиальных сумках, сухожилиях, предупреждать развитие склеротических изменений. Рекомендации по фитотерапии при АС те же, что и при РА (см. в гл. 4).

Пример наблюдения.

Больная 30 лет, юрист с высшим образованием, инвалид II группы с 1987 г. (инвалид с детства) поступила для экспертной оценки. Из анализа медицинской документации известно, что впервые утренняя скованность, припухлость и боли в лучезапястных, межфаланговых, голеностопных и суставах шейного отдела позвоночника, подкожные узелки в области межфаланговых суставов кисти появились в 1979 г., в 7 лет. Больная причину заболевания связывает с прививкой против гриппа. Обострения заболевания отмечала в осенне-зимний, весенний период. В 1981 г. был диагностирован ревматоидный артрит, ювенильный. Лечили НПВС, азатиоприном, циклофосфаном, купренилом. С 1991 г. получает гормональную терапию: преднизолоном 7 — 15 мг с хлорбутином 2 мг 1–2 раза в день. С середины 1990-х гг. присоединились боли, скованность до полудня еще и в тазобедренных, коленных суставах. В динамике стабильно высокие цифры гамма-глобулинов, иммуноглобулинов, стабильно повышена СОЭ (25–65 мм/ч). По данным рентгенологических исследований: сужены суставные щели, диффузный остеопороз. При настоящем обследовании более всего беспокоят боли в суставах тазобедренных, позвоночника, коленных, голеностопных, локтевых, лучезапястных и межфаланговых суставах кистей, утренняя скованность, продолжающаяся до полудня, болевое ограничение подвижности в суставах. Ограничен объем движений в поясничном отделе позвоночника — наклоны вперед, в стороны. Болезненно отведение в тазобедренном суставе кнаружи. Больная находится на гормонотерапии (15 мг преднизолона в сутки). При этом СОЭ повышена до 25 мм/ч, количество лейкоцитов увеличено до 10, что, в целом, соответствует 2-й степени активности процесса. В связи с тем что пациентка в настоящее время беременна, оценить рентгенологическую стадию процесса невозможно. При анализе предыдущих рентгеновских снимков кистей, позвоночника, коленных суставов (1996–2001 гг.) можно высказаться о II–III стадии процесса. По данным осмотра хирурга имеет место нарушение функции суставов 1 — 2-й степени с легким нарушением функции ходьбы. Нетипичность течения процесса — поражение тазобедренных суставов, позвоночника, значительное стабильное увеличение СОЭ (от 25 до 65 мм/ч), стабильно высокие цифры гамма-глобулинов и иммуноглобулинов — позволяет предположить периферическую форму анкилозирующего спондилоартрита, что требует подтверждения рентгенографией крестцово-подвздошного сочленения (после окончания срока беременности).

Диагноз: Анкилозирующий спондилоартрит, периферическая форма, активность процесса 2-й степени, медленно прогрессирующее, гормонозависимое течение. Кифосколиоз грудного отдела позвоночника I–II стадии с легким нарушением его функции. ФНС 1-й степени. Умеренное нарушение функции ходьбы. Нарушение статодинамической функции 1-й степени. Легкий периферический ангиодистонический синдром. Гиперкортицизм. Правосторонний нефроптоз.

Заключение: Таким образом, множественное поражение суставов: позвоночника, тазобедренных, лучезапястных, коленных, мелких суставов кистей с постоянными артралгиями, с умеренно выраженным нарушением функции суставов у больной на постоянной гормонотерапии, терапии цитостатиками, с постоянной активностью заболевания 2-й степени обусловливает стойкое, выраженное нарушение функций иммунитета и по-прежнему приводит к ограничению жизнедеятельности в виде ограничения к труду 2-й степени, к передвижению и самообслуживанию 1-й степени, что позволяет определить II группу инвалидности с причиной «Инвалид с детства».


— AD —

Похожие книги из библиотеки