ПАТОГЕНЕЗ

Причинами периартритов являются травмы, профессиональные микротравмы, системные заболевания (артриты, артрозы, подагра). Воспалительные процессы чаще являются следствием распространения воспаления суставов при артритах различного происхождения. Дегенеративные изменения могут развиться как самостоятельно при интактных суставах вследствие перегрузки связочного аппарата, так и возникнуть одновременно с дегенеративным процессом в суставе (артрозом) вследствие тех же причин (Астапенко М. Г., 1989).

Первичные дегенеративные изменения возникают в сухожилиях, постоянно испытывающих значительную нагрузку. Вследствие непрестанного натяжения и микротравматизации при профессиональных, спортивных перегрузках или в результате однократного резкого, чрезмерного перенапряжения в плохо кровоснабжаемых сухожилиях возникают разрывы отдельных фибрилл с очагами некроза и возможностью в дальнейшем реактивного рецидивирующего воспаления, которое может распространяться на влагалище сухожилий, слизистые сумки. В участках повреждения сухожилия можно обнаружить лейкоцитарную и гистиоцитарную реакцию с возможностью последующего склерозирования и обызвествления. При бурситах в синовиальной сумке выявляют гиперемию, отек вследствие накопления серозного или гнойного экссудата, который может в дальнейшем рассосаться или, при недостаточно эффективной терапии и длительности процесса более 2–3 мес., окончиться кальцификацией.

Нередко наблюдают сочетание воспаления сухожилия и сухожильного влагалища, поэтому чаще диагностируют тендовагинит.

Часть сухожилия, переходящая в мышцу, меньше подвергается травматизации и страдает реже (миотендинит). Чаще болезненный процесс возникает в месте прикрепления к кости и в средней трети, одетой в синовиальное влагалище, проходящей через узкие каналы. Это тендинит, а теносиновит чаще наблюдается в сочетании со стенозирующим лигаментитом: болезнь де Кервена, теносиновит локтевого разгибателя, «защелкивающий» палец, синдром запястного канала, синдром тарзального канала.

При воспалительном поражении апоневрозов и широких фасций преобладают фиброзно-склеротические процессы. Они могут быть распространенными, как, например, при поражении всего ладонного апоневроза при контрактуре Дюпюитрена, или очаговыми — в виде фиброзных узелков.

Отличить фасциты и апоневрозиты от лигаментитов, близко расположенных синовитов и миозитов можно благодаря их четкой локализации. Причины, механизм патологического процесса сходны, но доминирует развитие фиброза. Это типично для контрактуры Дюпюитрена — перерождения ладонного апоневроза в фиброзную ткань, что сопровождается образованием контрактуры пальцев, а также для контрактуры Ледерхоза — подошвенного апоневрозита, приводящего к узловатому утолщению подошвенного апоневроза с чрезмерным сгибанием пальцев.

Фасцит широкой фасции бедра — болезненное уплотнение в области наружной поверхности бедра, усиливающееся при разгибании и отведении, иногда с крепитацией и щелканьем.

Возможно также развитие дегенеративных изменений околосуставного аппарата вследствие нейрорефлекторных и нейротрофических влияний, ухудшающих местную трофику и питание тканей. Примером могут служить плечелопаточный периартрит и тендинит плеча при шейном остеохондрозе.

Воспалительные процессы околосуставного аппарата поддерживают заболевания печени и желчных путей, а также другая очаговая инфекция, что подтверждено эффективностью использования при этой патологии антибактериальных препаратов, ликвидирующих очаги инфекции.

Нередко поражение околосуставных тканей является следствием одновременного влияния нескольких патогенных факторов.

Похожие книги из библиотеки