Иглоукалывание
Среди различных методов обезболивания, известных человечеству с глубокой древности, особого внимания заслуживает метод иглоукалывания. В последние годы он получил широкое распространение во многих странах Европы, Азии и Америки и постепенно завоевывает довольно прочные позиции в нашей стране. Исходя из полученных экспериментальных и клинических данных, советские исследователи несколько ограничили круг заболеваний, при которых зарубежные специалисты рекомендуют лечение иглами.
Наибольший интерес представляют по общему признанию заболевания периферической нервной системы, сопровождающиеся острыми болями. К ним относятся радикулиты, невралгии, мигрени и другие болевые синдромы, при которых иглотерапия приносит несомненную пользу. На последнем (1973 г.) Международном симпозиуме по боли в Вашингтоне специальное заседание было посвящено методам снятия боли с помощью иглоукалывания. Большой интерес вызвал доклад группы японских врачей о болеутоляющем эффекте особых способов иглоукалывания. Как утверждают авторы доклада, по крайней мере треть острых и хронических болей лечится в Японии иглами и не без успеха, насколько можно судить по представленным материалам. Обнадеживающий эффект отметили в своем сообщении и американские врачи при лечении иглоукалыванием экспериментальной ишемической боли, вызванной перетягиванием конечности резиновым жгутом.
Однако исключительное внимание привлекают в последние годы методы хирургической анестезии иглоукалыванием. Все чаще и чаще на страницах специальных изданий можно встретить статьи, посвященные механизмам снятия боли с помощью игл при операциях в брюшной полости, на конечностях, шее, голове и т.д. В разных странах света проводятся на фоне иглоукалывания операции без наркоза, без предварительного введения обезболивающих средств, без сложной, дорогой аппаратуры. Вряд ли такая анестезия может быть вызвана внушением, гипнозом или какими-то многочисленными воздействиями, как это утверждают многие скептики.
Несмотря на то что терапевтическая ценность метода иглоукалывания доказана длительной историей его существования и многовековым опытом врачей, механизмы иглотерапии изучены далеко не достаточно.
Иглоукалывание осуществляется в определенных точках тела. Разработано специальное учение о расположении этих точек на коже, о методах введения игл в ткани, о показаниях и противопоказаниях к этому методу лечения. В настоящее время насчитывается 693 точки, из которых практически врачи используют примерно 150. Еще несколько тысяч лет назад китайские народные целители соединили точки линиями и назвали их «жизненными линиями», или «главными каналами». По терминологии французских авторов, эти линии мы называем меридианами. На теле человека существует 14 таких линий, причем большинство «активных точек» расположено на меридианах и лишь часть их вне меридианов.
По традиции иглы вкалываются в точки, соответствующие заболевшему органу. Однако существуют и точки «общего действия».
Следует учесть, что народные врачи Китая, где зародился и получил широкое развитие метод иглоукалывания, не имели специальных знаний по анатомии и физиологии человека. Огромный эмпирический материал, накопленный ими, требует тщательной проверки с помощью современных методов физиологического, физического и химического исследования. Он должен быть продуман и осмыслен в свете современных представлений физиологии, патологии и терапии.
Советская медицина расценивает иглотерапию как рефлекторный метод лечения. Еще в 1884 г. И. П. Павлов писал, что недостатком физиологического анализа действия лечебных средств является «крайне малое, сравнительно с важностью предметов, изучение действия различных веществ на периферические окончания центростремительных нервов». При иглотерапии раздражение рецепторов или определенных рецепторных зон ведет к возникновению целенаправленных рефлекторных реакций. Импульсы от рецепторов через центральную нервную систему вызывают специфические реакции в мышцах, железах, внутренних органах, а в некоторых случаях и во всем организме. Это полностью совпадает с современными представлениями о существовании пусковых, триггерных или стартовых зон в организме. Вполне вероятно, что «активные точки» являются своеобразными зонами, в которых как бы зарождаются те или иные физиологические процессы.
Рефлекторный ответ организма на раздражение иглой строго ограниченной рецепторной зоны и лежит в основе метода иглотерапии. В медицинской практике известно немало методов, основанных на указанном принципе. К их числу относятся такие общеизвестные лечебные средства, как горчичники, банки, прижигания, мушки и т.д. Наши работы показали, что многие лекарственные препараты могут оказывать различное действие на организм в зависимости от места и способа их введения.
Для действия лекарства на организм существенное значение имеет зона, в которую оно вводится, какие рецепторы приходят с ним в соприкосновение. Так, например, адреналиноподобное вещество — мезатон, повышающее кровяное давление, почти неэффективно при введении под кожу голени и вызывает выраженную реакцию при введении в область руки и, особенно, шеи. Проверяя действие инсулина на содержание сахара в крови, мы имели возможность убедиться, что при сахарном диабете эффект различен в зависимости от введения препарата в предплечье, ногу или живот. Его действие в значительной степени связано с раздражением тех или других чувствительных к нему рецепторов. По сравнению с другими рефлекторными реакциями ответ организма на иглоукалывание имеет свои специфические особенности. Игла возбуждает лишь небольшое количество рецепторов, расположенных в коже, подкожной клетчатке и мышце. В первую очередь укол иглы, воспринимают свободные нервные окончания — болевые рецепторы. Обычно при этом больной испытывает незначительную боль. Продвижение иглы в подкожный жировой слой не вызывает, как правило, болевых ощущений, но возникают характерные, так называемые «преднамеренные ощущения» — чувство тепла, тяжести, давления, напряжения, распирания и т.д. При продвижении иглы в глубь тканей больной испытывает в точке укола онемение, прохождение электрического тока, ползанье мурашек и т.п.
В нашей лаборатории было установлено, что реакция организма при иглоукалывании состоит из трех фаз. Вначале развивается местная реакция, затем она переходит в сегментарную и общую. Уже невооруженным глазом можно обнаружить вокруг иглы участки покраснения или побледнения кожи, что указывает на расширение или сужение капилляров. Меняются температура кожи, электрическое ее сопротивление, образуются мелкие очаги распада тканей, кровоизлияния. Величина их очень незначительна, но в них образуются различные биологически активные вещества, от наличия которых зависит во многих случаях терапевтический эффект. Между иглой и окружающими тканями возникает разность электрических потенциалов и пробегает, хотя и очень слабый, гальванический ток.
Как мы уже знаем, определенные участки кожи и мышц связаны с теми или другими сегментами спинного мозга. Так, раздражение кожи и подкожной клетчатки верхнегрудного отдела туловища оказывает непосредственное воздействие на сердце, легкие и другие органы, связанные с верхнегрудной частью спинного мозга. В то же время введение иглы в нижнюю часть туловища влияет преимущественно на почки, кишечник, мочевой пузырь, половые органы. Реакция при этом строго сегментарна. Она захватывает определенный метамер, и рефлекторный ответ ограничивается органами, иннервируемыми определенным участком спинного мозга.
Экспериментальные исследования показали, что при иглоукалывании облегчается движение импульсов из центральной нервной системы к пораженному органу. При этом в нем усиливаются обменные процессы, активируется питание, повышается кровообращение. Результатом этих изменений является уменьшение боли, восстановление функций. Вполне вероятно, что подобного рода механизмы лежат в основе обезболивающего действия иглотерапии при заболеваниях нервов и мышц. Общая реакция характеризуется вовлечением в процесс более высоких отделов центральной нервной системы — гипоталамуса, лимбико-ретикулярной системы, коры головного мозга. Она является универсальной и сопровождается значительной перестройкой всего гормонального и гуморального хозяйства организма. В крови нарастает содержание одних гормонов, медиаторов и метаболитов, уменьшается содержание других. Изменяется соотношение катехоламинов, ацетилхолина, гистамина, серотонина, кортикостероидов, кининов. Все это приводит к перестройке активности и реактивности вегетативно-гуморально-гормонального комплекса, что вызывает восстановление нарушенных физиологических функций, нормализацию гомеостатических взаимоотношений в организме. Снятие спазма сосудов, усиление кровотока, вымывание болетворных продуктов обмена, повышенное потребление кислорода — все это может привести к облегчению, а иногда и полному прекращению болевой импульсации.
Американский нейрохирург, китаец по происхождению, Чо Лу-ли в своем докладе, прочитанном на годичном конгрессе Американского общества китайской медицины (конец 1972 г.), высказал несколько соображений о механизмах хирургической анестезии при иглоукалывании. Он исходит из предположения, что, проникая в подкожную клетчатку, игла раздражает самые различные рецепторы (боли, тепла, холода, осязания, прикосновения). «Преднамеренные ощущения», испытываемые больным, показывают, что в комплексный процесс вовлечены как толстые, так и тонкие нервные волокна. Импульсы, поступающие по толстым волокнам (А –дельта), вызывают процесс возбуждения в клетках желатинозной субстанции спинного мозга, что приводит к блокаде более медленной импульсации передающейся по волокнам группы С . Именно по тонким волокнам С идут импульсы при операциях. Вот почему пациент не испытывает боли при рассечении тканей. Это объяснение, вытекающее из теории «входных ворот» Мельзака и Уолла, приемлемо для объяснения анестезии конечностей и туловища, но оставляет открытым вопрос об обезболивании головы и шеи.
Чо Лу-ли полагает, что в зависимости от места введения иглы потеря болевой чувствительности может быть обусловлена влияниями, идущими не только из спинного мозга, по и из ретикулярной формации, зрительных бугров и коры головного мозга. Это подтверждается электроэнцефалографическими исследованиями. Нервные клетки, возбужденные импульсами от рецепторов, раздраженных иглами, заблокированы. Они находятся во власти «преднамеренных ощущений» и теряют способность передавать болевые импульсы.
Но все же нельзя не признать, что механизмы болеутоляющего эффекта иглотерапии еще далеко не раскрыты. Хорошо известно существование теснейшей взаимозависимости между внутренними органами и рецепторными кожными зонами. Мы уже писали, что анестезия гипералгезических зон Захарьина — Геда снимает боли в органах, но мало изучено влияние рефлекторных воздействий на системы демпфирующие, смягчающие боль. Нельзя забывать, что к клеткам желатинозной субстанции подходят не только центростремительные, но и центробежные нисходящие нервные пути, передающие тормозные импульсы из высших отделов головного мозга. Весьма вероятно, что раздражение некоторых «активных» точек вызывает рефлекторным путем смягчение болевого восприятия, поступающего в спинной мозг, и в то же время закрывает «ворота» для болевых импульсов с периферии.
Активация противоболевых систем, нормализация вегетативно-гормонально-гуморальных механизмов регуляции функций, инактивирование болетворных веществ путем усиленного ферментативного распада или связывания тканями — вот возможные пути обезболивающего действия рефлекторной терапии.
Современная медицина не ограничивается методом раздражения «активных» точек иглами. Наряду с новыми способами выявления этих точек, предложены и новые пути воздействия на них. В некоторых клиниках раздражение рецепторных зон производится электрическим током, лучами лазера, различными химическими веществами.
Разумеется, необходима известная осторожность в оценке возможностей иглоукалывания. Но и недооценивать их тоже не следует. Пройдя сквозь призму науки, опыт древних китайских врачей превращается в научно-обоснованный путь эффективной терапии. И к нему необходимо относиться так же, как к другим лечебным процедурам. Во многих случаях он может принести пользу, помочь организму справиться с болезнью, облегчить страдания, снять боль.