История реабилитации наркозависимых

Первым реабилитационным «движением» наркозависимых стало сообщество «Анонимные Наркоманы» (АН), сформировавшееся в середине XX века на базе более раннего движения «Анонимных Алкоголиков».

Официальная история сообщества отсчитывается от 1953 года, когда было проведено первое собрание. Поначалу реакция общества была настороженной, даже негативной. И это закономерно – людей пугала идея собрания тех, кто совсем недавно употреблял психотропные препараты и принадлежал сильно криминализованному миру. Казалось бы, что они могут обсуждать? Наркотики? В глазах людей неосведомленных это скорее смахивало на секту или потенциальный притон. И только со временем АН не только завоевали положительную репутацию, но и распространились практически по всему миру.

На сегодняшний день подобные собрания проводятся более чем в 100 странах мира.

Ключевые особенности сообщества:

• Добровольность

• Открытость

• Принятие

Туда может прийти любой человек. Нет никаких списков или отчетов, никаких ограничений по гендерному, национальному, расовому, этническому, религиозному, социальному или иному признаку. Все, что нужно, – желание бросить употребление наркотиков и принятие общих правил.

Главный принцип движения АН – выздоравливающие зависимые помогают новичкам, которые только пришли.

Это уникальная идея, не имеющая аналогов. Впервые квалификации врачей был противопоставлен личный опыт, личная вовлеченность, межличностное взаимодействие людей, которые действительно в состоянии понять друг друга.

Да, безусловно, зависимому необходима психологическая и психиатрическая помощь, но обычному специалисту, даже опытному, крайне сложно, даже практически невозможно понять, что испытывает наркоман, какие сомнения и страхи обуревают его после отказа от психоактивных веществ. Кроме того, у многих формируется отторжение «квалифицированного медицинского мнения» по принципу «да что они могут знать».

С этой позиции взаимная поддержка зависимых является мощным эффективным средством удержать человека от дальнейшего употребления наркотиков. Прежде всего, потому что член сообщества видит живое доказательство, что можно избавиться от тяги к психоактивным веществам, справиться со своей зависимостью и обрести нормальную, полноценную жизнь. С ним общаются люди, которые уже прошли через все, что ему только предстоит. Они отвечают на вопросы, помогают развеять сомнения, но главное – служат примером.

Важно различать программу и идеологию. Если программа – это четкая методика выздоровления, то идеология – это комплекс морально-нравственных ориентиров, на основе которых как раз и может быть разработана программа.


— AD —

Сегодня многие центры практикуют «смешанный подход», набирая в штат психологов и психиатров, в том числе из людей, избавившихся от зависимости и прошедших соответствующее обучение для получения необходимой квалификации, чтобы помогать другим.

Программа «Анонимных Наркоманов» построена на адаптации изначальной идеологии «Анонимных Алкоголиков» – «12 шагов».

Фактически 12 шагов – это 12 тезисов, которые необходимо принять и последовательно претворить в жизнь, чтобы вернуться в социум.

Наибольшее значение имеют первые три:

1. Признать, что ты оказался бессилен перед таким заболеванием, как зависимость, и потерял контроль над собой.

2. Признать, что только Сила более могущественная, чем наша собственная, может вернуть здравомыслие.

3. Принять решение препоручить свою волю и жизнь заботе Всевышнего, как ты его понимаешь.

На первый взгляд «шаги» кажутся какой-то не совсем светской идеологией. Кто-то может увидеть созвучие религиозному мировоззрению, кто-то может расценить как призыв к слабости, кто-то вообще не понимает. Довольно часто приходится слышать такое суждение: это – неадаптированный зарубежный подход и для России и нашего населения не подходит. У столкнувшегося с «шагами» впервые действительно возникает много вопросов, а иногда и отторжение. Однако тезисы прямо созвучны прагматичному медицинскому подходу и универсальной, без привязки к национальному менталитету, психологии выздоровления.

Что такое признать бессилие перед заболеванием? Это значит, не просто заявить – «наркотики сильнее меня» в присутствии свидетелей. Это значит, сознательно преодолеть один главный симптом зависимости, который препятствует лечению, – анозогнозию, отрицание самой болезни, которое встречается у подавляющего числа наркозависимых. Прохождение первого шага позволяет полностью избавиться от отрицания болезни и потерь, которые она вызвала; дает возможность признаться самому себе, что употребление наркотика вышло из-под контроля и полностью управляет жизнью.

Второй шаг – это отказ от попыток самолечения и утопических идей контроля. Человек, сделавший этот шаг, учится обращаться за помощью: близких, специалистов, собратьев по выздоровлению. Этот шаг дает мощный ресурс на будущее. Ты можешь столкнуться с внезапно возникшей тягой, семейными и жизненными проблемами, физическим недугом в любой момент. Все это раньше решал наркотик. Теперь ты знаешь, кто и где тебе поможет, и сделает это лучше.

Третий шаг хорошо выражается старой мудростью – «дорогу осилит идущий». Нужно каждый день постоянно двигаться в направлении излечения. Нельзя поддаваться отчаянию, останавливаться, нужно постоянно что-то делать, чтобы вернуться к нормальной жизни и победить болезнь: соблюдать режим, рекомендации, выполнять задания и так далее. Это постоянное движение в правильном направлении, вектор, которого держатся все выздоравливающие. Следуя этому направлению, доверившись ему, зависимый в разы повышает шансы на успех.

В традиционных группах АН считается, что эти три шага – залог трезвости. Важно только четко понимать, что шаги действительно пройдены. Пройти шаг – это выполнить определенные задания, которые должен принять либо психолог, либо консультант, под патронатом которого лечится зависимый. После того как приняты задания первых трех шагов, можно говорить о возможном завершении стационарной фазы реабилитации, в которой человек, как правило, пребывает изолированно от социума. С этого момента он может жить дома, постепенно восстанавливая здоровое социальное окружение, периодически посещая групповые и/или индивидуальные занятия в рамках уже так называемой постреабилитационной программы.

Однако опыт показывает, что традиционно понимаемых критериев прохождения шагов в ряде случаев недостаточно. Поэтому в наиболее прогрессивных центрах разработаны собственные критерии, которые позволяют оценивать готовность пациента к завершению стационарной программы реабилитации. Такой комплексный подход к оценке позволяет уверенно возвращать зависимого в социум с минимальными рисками срыва.

Самым важным в «12 шагах» считается так называемое «духовное пробуждение». Это не какой-то религиозный или философский термин. «Анонимные Наркоманы» не являются религиозной организацией, и каждый из членов сообщества волен исповедовать любые религиозные или философские убеждения.

«Духовное пробуждение» – это совершенно практическое понятие, которое базируется на представлении, что воздействие наркотиков погружает личность человека в некое подобие сна – лишает его психологической, социальной и духовной воли. Пробуждение, в свою очередь, наступает, когда реабилитант приходит в себя и открытыми глазами смотрит на случившуюся в жизни трагедию, на сопутствовавшие ей события, на дальнейшую жизнь. Он перестает заниматься самооправданием и самообманом, обретает способность адекватно воспринимать и оценивать окружающую действительность.

«12 шагов» – это религиозная секта?

В этих положениях неоднократно упоминается Всевышний, и это периодически приводит к тому, что движение связывают с сектантством. Но есть огромное количество признаков, по которым понятно, что это не так.

В секте всегда существует лидер, за которым закреплен непререкаемый авторитет и безграничная власть над членами группы, – фактически его воспринимают как божественное воплощение того, кто может карать и миловать по своему усмотрению. Идеология «12 шагов» построена исключительно на равенстве всех участников, независимо от того, на каком этапе реабилитации они находятся. Их объединяет общая проблема (зависимость) и желание излечиться.

Все секты так или иначе направлены на подчинение членов группы «единой воле» и в 90 % случаев требуют от участников отказа от имущества в пользу лидера или верхушки секты или, как минимум, существенных регулярных взносов. «Анонимные Наркоманы» не заставляют зависимых брать на себя какие-либо материальные обязательства. Сообщество существует исключительно благодаря благотворительности и добровольным вкладам (к которым никого не подталкивают).

И наконец, самое главное отличие: секта стремится уничтожить личность в человеке – отучить его принимать самостоятельные решения, прервать контакты с окружающим миром, полностью погрузиться в жизнь узкой группы «избранных».

«Анонимные Наркоманы» преследуют строго противоположные цели. Они учат мыслить самостоятельно, принимать решения и нести за них ответственность. АН стремятся к тому, чтобы человек восстановил отношения с близкими, а конечная цель – вернуть зависимого в нормальную жизнь. То есть в идеале он должен оставить сообщество и иметь в себе и силы, и волю, чтобы продолжать «жить в чистоте» без собраний, как самостоятельный человек.

Да, безусловно, существуют секты, которые маскируются под реабилитационные сообщества, и проблема настолько актуальна, что мы решили посвятить ей отдельную главу. Но абсолютно точно можно сказать, что сообщество «Анонимных Наркоманов» и идеология «12 шагов» к сектантским движениям не относятся.

«12 шагов» – религиозная идеология?

Не менее распространено заблуждение, что это идеология, которая подходит исключительно людям религиозным. Но важно понимать, что образ Всевышнего в двенадцати шагах легко заменяется любой другой «Высшей силой» – родственниками, специалистами реабилитационного центра. Во время лечения зависимому необходим этот «Высший ориентир», на который он может полностью положиться, довериться ему. Именно принцип доверия лежит в основе программы. Он позволяет человеку обрести опору, а следом – и заново раскрыть собственный потенциал.

«12 шагов» позволяют избавиться от зависимости людям самых различных вероисповеданий и людям, в принципе не склонным к исповеданию какой бы то ни было религии. Эта идеология основана на постулатах, равно признаваемых всеми религиями, агностиками, даже атеистами, и не противоречит ни моральным нормам, ни общепринятым ценностям.

Согласно приказу Минздрава РФ № 373 от 17.12.1997 года, идеология «12 шагов» входит в обязательную программу повышения квалификации для всех специалистов, работающих в наркологических реабилитационных центрах.

Не осуждает ее и русское православное духовенство – более того, нередко собрания «Анонимных Наркоманов» проходят именно в православных храмах, а рекомендации по реабилитации, одобренные православной церковью, содержат задания из «12 шагов».

Одним из ярких примеров интернациональности и универсальности идеологии «12 шагов» является тот факт, что Иран (страна, в корне отличающаяся по менталитету от США и Европы) занимает второе место в мире после США по количеству групп самопомощи международного движения «Анонимные Наркоманы».

«12 шагов» – это западная идеология, чуждая российскому менталитету

Последнее, но не менее стойкое заблуждение, основано на том, что изначально идеология была разработана в США. Однако она не имеет никакой привязки к национальным или политическим особенностям. Как мы уже говорили, основой являются ценности и нормы, принятые во всем мире.

Это подтверждает и практика: только на сегодняшний день в России, используя идеологию «12 шагов», успешно работают более 500 реабилитационных центров, и еще больше эффективных групп в той или иной мере основывают свои модели на этих базовых положениях.

На их основе были разработаны наиболее эффективные, действующие во всем мире модели реабилитации наркозависимых.

Похожие книги из библиотеки