Чем опасны секты
• Одна зависимость взамен другой.
Пожалуй, самое страшное, что в секте люди действительно могут отказаться от наркотиков. Но это не выздоровление. Взамен одной зависимости просто предлагается другая. Согласно многочисленным свидетельствам, экстаз, который испытывают члены сект во время собраний, совместных молитв и лекций, очень схож с воздействием психоактивных препаратов. Это неконтролируемый транс, который может не только выражаться в безобидном веселье, но и доходить до судорог и эпилептических припадков.
Профессор богословия Александр Дворкин, длительное время занимавшийся изучением деятельности сект, рассказывает, что во время молитвы у «Пятидесятников» (одна из наиболее известных организаций подобного рода) люди впадали в экстатическое состояние, «в индуцированный массовый психоз, мощнее, чем на сеансах Кашпировского».
В свою очередь протоиерей Александр Новопашин, председатель Новосибирского отделения Центра религиоведческих исследований, нашел и объяснение взаимозаменяемости двух зависимостей:
«Ученый Хэмфри Осмонд еще в 1952 году заметил, что мескалин (один из сильнейших галлюциногенов) схож с адреналином, который организм вырабатывает в стрессовой ситуации. При этом важно понимать, что стресс в понимании организма – это не только что-то плохое. Это вообще любая сильная эмоция, то есть сильное воздействие нанервную систему. Экстаз, в который впадает адепт, тоже стресс, вызывающий выработку огромной дозы адреналина. Естественно, человек хочет пережить это снова и снова. Поэтому, так сказать, излечившиеся от наркозависимости реабилитанты остаются при сектах. Они продолжают оставаться зависимыми, просто уже от «наркотика» совсем другого рода».
Тут нужно понимать два момента.
Во-первых, о реабилитации как таковой говорить не приходится. К самостоятельной жизни человек уже не вернется – он просто не сможет без секты, своих «духовных лидеров». Кроме того, сектантство не менее опасно для личности человека, чем психоактивные препараты, – точно так же прежняя личность разрушается, а ей на смену приходит «запрограммированное сознание». У человека не остается собственных нравственных ориентиров, принципов, привязанностей, увлечений. Он меняется так же, как под воздействием наркотика, просто физически ничего не употребляет.
Во-вторых, как мы упоминали, далеко не все секты действительно отучают адептов от приема психоактивных препаратов. Во многих организациях наркотики, наоборот, являются средством воздействия и удержания. Поэтому в конечном итоге человек может не только не оставить зависимость, но приобрести сразу две – и от наркотиков, и от секты.
В-третьих, нельзя рассчитывать, что последствиями участия в сектантском движении будет только устойчивое желание в ней остаться. Там человеческая жизнь разрушается так же, как и при употреблении наркотиков, со всех четырех позиций: психологической, социальной, духовной и физической.
Утрата финансового благополучия
Умело манипулируя адептом, сектанты, так или иначе, идут к тому, чтобы отобрать у человека все, чем владеет он и его родственники. Помимо прямого воздействия на зависимого (то есть убеждения или принуждения переписать имущество на лидера секты), в ход могут идти рассказы о неожиданно обнаруженном сложном заболевании, которое требует дорогостоящего лечения. Естественно, родственники тут же в панике бросаются снимать все накопления, продавать машины/квартиры, лишь бы спасти близкого человека, который на самом деле в полном порядке. Но даже если он действительно болен, после получения всех возможных средств секта помогать не будет.
Нередко, если человеку удается выбраться, он выходит оттуда нищим, в буквальном смысле не имея «ни кола, ни двора».
Утрата здоровья и жизни
Самое опасное из последствий. Бесполезно обсуждать, почему сектанты так относятся к людям. Это все равно что рассуждать о моральном облике наркодилеров. В моральной позиции они фактически идентичны – то есть воспринимают людей исключительно как источник своего благополучия и возможности проявить власть.
В секте адепты могут подвергаться чудовищным унижениям и даже пыткам. Им могут не оказывать медицинскую помощь даже при тяжелых заболеваниях, заставлять работать на измор. Ценой обогащения сектантов становятся тысячи загубленных жизней.
Более того, в ряде сект пропагандируется ритуальное самоубийство – лидеры и наставники утверждают, что самоубийство позволяет человеку очиститься, перейти в новый мир. Подоплека не важна – важно то, что только с 1990 по 2000 г. в мире было зафиксировано 5 массовых самоубийств сектантов. Во время одного из них, в акте самосожжения, погибло 700 человек.