Любознательность — палка о двух концах?
Наверное, вы догадываетесь о роли любознательности в эволюции: она помогала выживать. Самые простые организмы не испытывают особой нужды в любознательности. Когда весь ваш мир — это океанское течение, омывающее ваши щупальца, как в случае морской актинии, прицепившейся к коралловому рифу, любознательность вам ни к чему. Актинии достаточно ощущать, несет ли течение что-то съедобное и не приближается ли какая-либо опасность. Но по мере того, как живые организмы становились сложнее, любознательность играла все более важную роль. В конце концов им пришлось покинуть свое место и отправиться исследовать мир, чтобы охотой или собирательством добывать себе пропитание. Для этого им потребовались более изощренные средства определения, что происходит в мире вокруг них, и передачи сигналов соплеменникам. Вот тогда любознательность стала необходима для выживания.
Не стоит забывать, что иногда любопытство и вправду гибельно для кошки. Избыток любознательности может повлечь за собой катастрофические последствия, и иллюстрацией тому служит множество ярких примеров из царства зверей. Детеныш-бегемот забредает слишком далеко от матери в реку, где обитают крокодилы. Любопытство малыша граничит с легкомыслием, и водоплавающий хищник не упускает своего. Он хватает бегемотика, утаскивает под воду и держит там, пока жертва не захлебнется. Остальное, как говорится, история.
Помните о выборе между тем, чтобы приблизиться к источнику опасности или бежать, о котором мы говорили в главе 2? По этому выбору можно судить, насколько любознателен тот или иной человек. Есть те, кто постарается избежать риска любой ценой. А есть бесстрашные люди, которые жить не могут без острых ощущений.
Исследования таких любителей риска показали, что их мозг действительно отличается от мозга остальных людей. В ответ на возбуждающие образы в их мозге значительно повышался уровень дофамина, который часто называют гормоном удовольствия. Дофамин льется в островок — область мозга, которая обрабатывает и интерпретирует эмоциональные сигналы от тела. Одновременно подавляется передняя поясная кора — зона, связанная с эмоциональной саморегуляцией137. Педаль газа нажата, а тормоза отключены!
У большинства из нас — у тех, кто держится подальше от риска, предпочитая безопасность, привычность и предсказуемость — все происходит ровно наоборот. Ученые приходят к выводу, что люди, любящие острые ощущения, обладают гораздо более активным стремлением приблизиться к источнику риска, и в то же время у них отсутствуют сигналы страха, которые обычных людей заставили бы остановиться, развернуться и убежать в другую сторону138. Они фокусируются на том, что их возбуждает, интригует или привлекает, и совершенно не думают о том, что за приятными ощущениями таится опасность.
Возвращаясь к эволюции, отметим глубокий смысл столь большого разброса в степени любознательности и жажды риска у человеческих существ. Для племени было очень выгодно иметь среди своих членов такого человека, который хотел бы и был готов исследовать неизвестный мир. Именно это свойство позволило древним людям постепенно распространиться по всей планете и выжить в самых разных условиях обитания. Но если один или несколько таких индивидов могут принести пользу племени, то в большем количестве они несут потенциальную угрозу всем соплеменникам.
Неуемное любопытство, отсутствие тормозов перед лицом опасности и неспособность оценить риск не доведут до добра никакое сообщество. Природа, как обычно, нашла баланс между крайностями.
В ходе эволюции миллионы лет ушли на то, чтобы уравновесить способствующее выживанию стремление к изучению нового и грозящий выживанию риск. В результате у современных людей распределение любознательности описывается куполообразной кривой: у кого-то ее совсем немного, у кого-то с избытком, а большинство обладает любознательностью в умеренной степени. Разумеется, нет и не может быть некоего «правильного» уровня любознательности, отклонения от которого считались бы недостатком. Но тот, кто вступил во вторую половину жизни, может получить немалую пользу от воспитания в себе чуть большей любознательности. Авторы надеются, что сумеют научить читателей, как подкрутить регулятор на деление или два кверху, чтобы получить те ментальные, физически и социальные плюсы, которые дает нам любознательность139. Кстати, для этого совсем необязательно становиться бесшабашным искателем приключений!