Важнее, чем сказка на ночь

Рассказывание историй может стать хорошим упражнением для развития эмпатии. Пол Джон Икин выразил эту идею так: «Истории нашей жизни — это не только истории о нас, в глубинном смысле — это мы сами»210. Брюс Липтон, работающий в сфере клеточной биологии, говорит, что наша вера в отношения, отраженные в рассказываемых нами историях, настолько могущественна, что в определенной степени формирует нашу биологию вплоть до включения и отключения генов в клетках.

Хотя истории создаются на почве прошлого опыта, они могут модифицировать и грядущие события благодаря тому, что в процессе рассказывания мы подробнее изучаем воспоминания, укрепляем оптимизм и приобретаем более позитивный взгляд на будущее. Поскольку наши истории могут меняться, можно сделать вывод, что и наша биология тоже меняется, и это доказано исследованиями нейропластического потенциала мозга.

Для развития эмпатии и применения ее в повседневной жизни существует ряд практик, которые упоминаются в целом ряде научных трудов. Эти практики строятся на уже знакомых вам навыках, в частности на триаде гибкости, любознательности и оптимизма, описанных в главе 3. Ниже мы подробнее остановимся на методах, с помощью которых вы сможете поднять свой уровень эмпатии — к вящей пользе своего мозга и социальных отношений.

Практикуйте активное слушание

Активное слушание — это многоуровневая форма коммуникации. Слушая другого человека, мы позволяем ему изменять нас. Когда мы слушаем сердцем (правое полушарие), а не только рассудком (левое полушарие), то погружаемся в то, что говорит и что испытывает собеседник (проявляем эмпатию). Вследствие этого его слова оказывают на нас более глубокое воздействие. Вот почему активное слушание требует от человека готовности быть восприимчивым. Активное, восприимчивое слушание предполагает, что чужой опыт воздействует на нас, позволяя лучше понять другого человека, принять его точку зрения (не обязательно согласиться с нею, но принять) и отнестись к нему с большим участием. Основные правила активного слушания сводятся к следующему:

• Не перебивайте.

• Задавайте вопросы, которые побудят рассказчика полностью выразить то, что ему нужно или хочется выразить.

• Воздерживайтесь от советов, что нужно делать рассказчику, и не пытайтесь умалить его чувства, иначе вместо эмпатии вы выразите осуждение или жалость.

• Попробуйте пересказать услышанное, чтобы рассказчик убедился в том, что его действительно выслушали и правильно поняли; уточните все, что осталось недопонятым.

• Подчеркивайте свое внимание также и всеми невербальными средствами — смотрите в глаза рассказчику, не отворачивайтесь, склоняйтесь к нему, кивайте.


— AD —

Будьте любознательны

За любознательностью стоит отношение к жизни, которое можно выразить такими словами: «Здесь наверняка кроется что-то интересное для меня». Оно является антитезой предубеждению, предвзятости, пристрастности. Любознательный человек тянется к другим людям, чтобы непредвзятыми вопросами выяснить, что в них есть нового, интригующего или привлекательного. Но, возможно, самое важное

заключается в том, что пытливый ум развивает эмпатические навыки, поскольку он заранее подразумевает, что окружающим есть что предложить. Чтобы обнаружить, что же это такое, ему приходится быть упорным в своих усилиях установить связь. В конце концов эмпатическая связь возникает на базе того общего, что есть у двух собеседников, а не на том, что их разделяет.

Тренируйте трансформирующее воображение

Эмпатия по отношению к кому-либо создает связи, на основе которых, в свою очередь, возникает совместная деятельность, а вместе люди достигают большего, чем по отдельности. Порой совместные действия объединенных эмпатией людей становятся мощным орудием проведения перемен в обществе. Примером тому может служить негосударственная организация «Дети мира», цель которой — свести вместе подростков 14-17 лет из Турции, Палестины, Израиля и других ближневосточных стран, чтобы они через занятия искусством, совместное обучение, оздоровительные и спортивные программы познакомились и подружились. Участники трансформируют свои смутные и предвзятые мнения друг о друге в видение мирного сосуществования, которое выходит за границы текущего регионального противостояния. Другой пример — Центр межконфессионального обучения имени Джея Филлипса, созданный усилиями трех университетов ради лучшего понимания между людьми разных верований и традиций и дальнейшего процветания общества.

Больше — лучше?

Очевидно, что эмпатия — хорошее качество, но не бывает ли ее слишком много? Да, с неконтролируемой эмпатией связаны определенные риски, а чтобы понять, в чем они заключаются, нам опять поможет сравнение с процессом фотографирования. Фотографы дозируют пучок света, попадающий в объектив, регулируя ширину диафрагмы. Если отверстие диафрагмы слишком широко, то избыточное освещение может засветить кадр. То же самое происходит с эмпатией. Когда регулировка эмпатии постоянно выставлена на максимум, человек поглощает слишком много информации о других людях. Из-за высокой восприимчивости, которую психологи определяют как «слабые межличностные границы», система совладания может не справиться со стрессом. Со временем это может привести к различным недугам.

Ни у кого не возникает сомнений в том, что эмпатия приносит много пользы, однако если не управлять ею, она может стать источником постоянного эмоционального стресса. Полученные таким образом ментальные травмы нередко дают о себе знать во второй половине жизни, и люди жалуются на эмоциональное выгорание — ослабление интеллекта, физические болезни и притупление эмоций. Больше других выгоранию подвержены те, чья работа связана с тесным контактом с людьми: представители здравоохранения, образования и правоохранительных органов. Для такого явления существует особый термин — викарная (опосредованная) травматизация. Как следует из этого названия, соприкосновение со страданием других людей не проходит бесследно и в конце концов негативно сказывается на здоровье.

Весьма вероятно, что эмоциональное выгорание имеет в своей основе нейробиологические механизмы, в частности — негативные нейропластические изменения211,212. Под давлением постоянного воздействия (такого как чрезмерная эмпатия) гиппокамп (область мозга, которая участвует в кодировании нового опыта) как будто впадает в спячку. Рождается меньше новых клеток, нейрогенез замедляется, и человек становится более уязвим к будущим стрессам.

К счастью, риск от чрезмерной эмпатии можно снизить при помощи активной и последовательной заботы о себе. Среди эффективных мер назовем смех и игровую деятельность наряду с соблюдением базовых правил, касающихся двигательной активности, сна и здорового питания. Очень эффективно регулярное проявление здоровой эмпатии, благодаря чему мозг вырабатывает больше серотонина213. Высокий уровень серотонина погружает нас в спокойное удовлетворение, и тогда мы и более склонны, и более способны к укреплению связи с окружающими. В свою очередь тесные социальные отношения защищают нас от излишней эмоциональной открытости и восприимчивости, когда мы проявляем эмпатию214. Итак, активная забота о себе и богатые социальные связи — лучший способ регулировать диапазон эмоций и избежать эмоциональной опустошенности или выгорания.

Похожие книги из библиотеки