Зачем нужны гормоны беременности
Продолжим путешествие по женскому организму, но уже не в направлении движения оплодотворенной яйцеклетки, а поговорим о гормонах беременности, точнее о веществах, которые могут появляться в крови и других физиологических жидкостях с наступлением беременности.
Очень часто женщины спрашивают меня, какой у них шанс забеременеть в течение одного месячного цикла. Этот вопрос тесно связан с другим: как можно узнать, что женщина беременна?
Напомню вам, что яйцеклетка созревает в первой половине цикла, но, пока она остается внутри фолликула, оплодотворение невозможно. Однако всегда важно учитывать, что сперматозоиды могут находиться в маточных трубах до семи дней и сохранять оплодотворяющую способность до пяти дней. Следовательно, чем ближе половой акт к моменту овуляции, тем выше шанс забеременеть. Но никто не знает, когда именно наступит овуляция, то есть момент (не период времени!) выхода яйцеклетки, так что при серьезном планировании беременности не стоит тратить время на то, чтобы пытаться вычислить этот момент.
Если говорить о шансе возникновения беременности у здоровой женщины в возрасте 20–26 лет, то в ряде медицинских источников вы найдете конкретную цифру – 22 % в месяц. Как определялся этот процент? Насколько он соответствует действительности? И что в данном случае подразумевается под шансом?
Чтобы понять, какой шанс забеременеть и родить ребенка в срок имеется у любой здоровой женщины, обратимся к вопросу о том, как можно диагностировать беременность на ранних сроках. Конечно, многие из вас сразу вспомнят тесты на беременность. Совершенно верно, с их помощью можно определить беременность, когда имплантация уже произошла и уровень гормона беременности в моче повысился настолько, что тесты в состоянии на него среагировать. Но разве до этого момента беременности нет? Как же ее обнаружить?
Начнем со всем известного гормона беременности (и не только беременности) – прогестерона. Откуда он берется? Его вырабатывают яичники, особенно тот участок, где произошла овуляция. Фолликул лопнул, яйцеклетка из него вышла, объем лопнувшего фолликула быстро заполняется кровью (на УЗИ это может выглядеть как кровотечение в яичнике, что шокирует некоторых врачей и те направляют женщину на срочную операцию), и, пока яйцеклетка путешествует по маточной трубе, в этом фолликуле формируется два основных вида клеток и он преобразуется в желтое тело. Одни клетки начинают интенсивно вырабатывать прогестерон, чтобы матка успела подготовиться к приему яйцеклетки. Другие же производят женские половые гормоны (эстрогены), и в весьма незначительном количестве, – мужские половые гормоны (андрогены). Благодаря тому что уровень прогестерона растет, эндометрий матки становится «сочным», рыхлым, наполненным большим количеством веществ, важных для имплантации плодного яйца.
Период внедрения и прикрепления плодного яйца врачи называют окном имплантации. Вне этого окна прикрепление плодного яйца невозможно! Если под влиянием внешних и внутренних факторов данный период укорачивается или последовательность изменений в эндометрии нарушается, то имплантация тоже может нарушиться, что закончится выкидышем.
Уровень прогестерона в крови достигает пика приблизительно на пятый-седьмой день после овуляции, и в этом проявляется удивительная рациональность женской природы. На четвертый-шестой день после овуляции и зачатия (в современном понимании – третья неделя беременности) плодное яйцо (бластоцист) добирается до полости матки и от одних до трех суток пребывает там в «подвешенном состоянии», то есть остается не прикрепленным к стенке матки. Получается, беременность вроде бы есть, но в то же время ее пока нет, потому что матка может удалить плодное яйцо до его имплантации, и женщина об этом даже не узнает. Все не настолько страшно, как вам может показаться. Чаще всего удаляются неполноценные плодные яйца, которые не способны прикрепиться к стенке матки.
За два-три дня нахождения в «подвешенном состоянии» плодное яйцо выделяет вещества, которые подавляют защитные силы матери, потому что оно является инородным телом для ее организма. Прогестерон же, в свою очередь, подавляет сократительную способность мышц матки, то есть расслабляет ее, позволяя плодному яйцу имплантироваться. Так начинается процесс имплантации, или внедрения и прикрепления плодного яйца к одной из стенок матки.
Рост уровня прогестерона также приводит к тому, что в эндометрии появляются специальные формирования – пиноподы, которые напоминают щупальца (пальцы). Они возникают между 19-м и 21-м днями менструального цикла и существуют всего двое-трое суток (при 28-дневном цикле). В связи с их появлением матка уменьшается в размерах, как бы сжимаясь внутрь. Уменьшается и объем полости – стенки матки приближаются к плавающему в ней плодному яйцу, благодаря чему то успешно имплантируется.
Пока плодное яйцо не прикреплено к матке, источником его питания служит внутриматочная жидкость, выделяемая клетками эндометрия под влиянием высокого уровня прогестерона.
Необходимо понимать, что максимальное повышение уровня прогестерона наблюдается не на 21–22-й день менструального цикла, а на 5–7-й день после овуляции. Уловили разницу? При 28-дневном цикле это будет 21-й день, а при более коротких или длинных циклах пик будет выпадать на другие дни.
Врачи, которые не разбираются в специфике гормональных колебаний у женщин, посылают пациенток на анализ крови для определения гормонального фона в конкретные дни цикла. Если уровень прогестерона оказывается ниже того, который врач ожидает получить на 21-й день, тут же ставится диагноз «недостаточность прогестероновой фазы» и назначается лечение в виде препаратов прогестерона, что может иметь немало побочных эффектов для женской репродуктивной системы, поскольку прогестерон подавляет овуляцию. Если принимать его до овуляции, то беременности не ждите!
Сейчас я открою вам еще один секрет зачатия. Можно ли узнать о беременности до имплантации? Ведь некоторые женщины говорят, что еще до задержки менструации они испытывали странные физические ощущения, которые нельзя описать словами. Да и что в таком случае представляет собой биохимическая стадия беременности, когда беременность якобы есть, но имплантация еще не произошла?
Оказывается, о том, что зачатие произошло, можно узнать буквально через считаные часы. В 1974 году в медицинской литературе появились сведения о так называемом раннем факторе беременности (early preganancy factor), хотя о нем было известно еще в 1968-м. С тех пор вот уже более сорока лет ученые спорят о том, какова химическая природа этого фактора. Обнаружилось, что с первых минут после оплодотворения яйцеклетка выделяет несколько видов белков (пептидов, протеинов). Строение у них различное, однако все они подают важный сигнал организму матери о перестройке в режим беременности. Последние данные свидетельствуют о том, что таким веществом может быть чаперонин-10.
Ранний фактор беременности можно обнаружить в крови женщины в течение 24–48 часов после зачатия. Его уровень растет в первом триместре, однако перед родами это вещество полностью исчезает из организма.
Ряд исследований показал, что у здоровых женщин репродуктивного возраста при 18–28-дневном менструальном цикле данный фактор обнаруживался после незащищенного полового акта в 67 % случаев. Таким образом, шанс зачать ребенка у здоровой молодой женщины – 67 % в месяц. Другие исследования в целом подтвердили эту информацию. Кроме того, было установлено, что уровень раннего фактора беременности понижается сразу же после гибели эмбриона. Так выяснилось, что в 78 % случаях вскоре после зачатия эмбрионы гибнут из-за своей неполноценности. Выходит, только 22 % эмбрионов успешно имплантируются и беременность подтверждается появлением в крови женщины хорионического гонадотропина. Иначе говоря, около 80 % всех зачатий не завершается беременностью.
Но так ли это? Какова в реальности вероятность не просто зачатия, а наступления полноценной беременности, которую можно диагностировать традиционными методами? Оказывается, не 22 % (таков шанс возникновения живого эмбриона, которому удастся имплантироваться). Более точный показатель – 14,5 % в течение каждого месячного цикла.
Почему эмбрионы гибнут в таком количестве? По закону естественного отбора. Чаще всего это происходит из-за неполноценного генетического материала, а также из-за дефекта плодного яйца. В 90–92 % случаев причина замершей и абортированной имплантированной беременности (от 4 до 12 недель) кроется именно в дефектах плодного яйца. Чем старше женщина, тем меньше у нее шанс не просто зачать ребенка, а получить нормально прогрессирующую беременность.
Вероятность того, что зачатие состоится, эмбрион имплантируется и разовьется до того момента, когда беременность можно будет диагностировать известными методами, для молодой здоровой женщины равняется 14,5 %.
Из всех беременностей, которые подтверждены клинически (не только положительным экспресс-тестом, но и УЗИ, и повышенным уровнем ХГЧ в крови), 5–20 % самопроизвольно прерываются до 20-недельного срока. Согласно европейским данным, уровень диагностированных спонтанных выкидышей очень низок – 2–5 %. Здесь речь идет о беременностях, которые не будут прерваны искусственно по желанию женщин. Около 40 % замерших беременностей на ранних сроках обусловлены отсутствием развивающегося эмбриона внутри плодного яйца – в такой ситуации говорят о пустом яйце (анэмбрионическая беременность). Если у вас обнаружили пустое плодное яйцо, хвататься за голову и терять сознание не нужно. Это довольно частое явление в жизни женщин, планирующих беременность. Обычно матка выбрасывает такое плодное яйцо самостоятельно и в чистках женщина не нуждается. Увы, у нас чаще всего пациенток «кладут под кюретку», да к тому же могут так «усердно почистить», что удалят функциональный слой эндометрия и сделают женщину бесплодной на всю оставшуюся жизнь.
Существует еще один феномен: чаще всего прерываются первые беременности. Другими словами, у большинства женщин первая беременность неудачная. Опять же, паниковать и горевать по этому поводу не нужно, как и не нужно потом долго копаться в себе, пытаясь отыскать причину потери беременности. Плодное яйцо – инородное тело для женщины, и, чтобы оно прижилось в матке, должен пройти многоступенчатый процесс привыкания материнского организма к этому инородному телу. Считается, что иммунная реакция на первую беременность весьма агрессивна, ведь женский организм только учится взаимодействовать с продуктом зачатия. Это приводит к тому, что вероятность неуспешной имплантации очень велика. Как следствие – матка выбрасывает плодное яйцо.
Когда эмбрион гибнет, уровень раннего фактора беременности стремительно падает и тот исчезает из организма в течение суток. Низкие уровни фактора находят у женщин с внематочной беременностью, а также при неудачной имплантации эмбрионов после ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение). Если у беременной женщины этот фактор не определяется, то прогноз беременности плохой.
Казалось бы, наконец-то мы могли бы узнать, беременна женщина или нет, уже в первые часы после зачатия. Однако метод определения раннего фактора беременности не нашел практического применения. Почему?
Во-первых, до сих пор нет четкого представления о том, что собой представляет этот фактор.
Во-вторых, насколько этично говорить женщине: «Поздравляем, зачатие состоялось, но шанс потери эмбриона у вас почти 80 %»? Многие женщины не видят разницы между понятиями «зачатие» и «беременность». Под последней обычно понимают не биохимическую фазу беременности, которая длится от момента зачатия до момента успешной имплантации, а беременность как таковую, которую уже можно диагностировать несколькими методами и которая сопровождается всеми присущими ей признаками (задержка менструации, положительный тест на ХГЧ, наличие плодного яйца с эмбрионом в полости матки).
В-третьих, ученые и врачи совершенно не в состоянии влиять на закон природы, который отбраковывает все дефектные эмбрионы. Да и нужно ли вмешиваться в этот закон, стараясь взять на себя роль Бога? Только представьте, каково будет женщинам, особенно страдающим проблемами репродуктивной системы! Помимо всего прочего, они примутся бегать по лабораториям после каждого полового акта в поисках раннего фактора беременности. И подумайте, какое колоссальное разочарование они будут испытывать каждый раз. В итоге стресс лишь усугубит проблему бесплодия.
Некоторые врачи пытаются определять ранний фактор беременности в слизи шеечного канала у женщин после ЭКО, что может быть признаком удачной или неудачной имплантации, однако такое исследование носит чаще всего экспериментальный характер, чем практический.
Но вернемся к процессу имплантации. Как правило, эмбрион прикрепляется к задней стенке матки, так как она толще, насыщена большим количеством сосудов и находится в глубине малого таза – природа старается максимально защитить будущее потомство.
Многие врачи, проводящие УЗИ, не знают, что задняя стенка матки толще передней, и нередко пугают женщин «гипертонусом матки». Диагноз этот абсурдный и относится к категории «нарочно не придумаешь». В других случаях плодное яйцо может прикрепляться к передней стенке матки, иногда – к боковым стенкам. Другие виды имплантации не являются нормой, однако это не означает, что беременность в таких ситуациях не будет прогрессировать, даже если прикрепление плодного яйца произошло в необычном месте.
Еще одна особенность процесса имплантации – возникновение своеобразной воспалительной реакции в месте прикрепления плодного яйца. Как я уже упоминала, оплодотворенное плодное яйцо – это представитель новой жизни, а для женщины, следовательно, инородное тело. Поэтому при его имплантации наблюдается определенная борьба между матерью и будущим ребенком: принять или не принять – вот в чем вопрос!
Когда врачи проводят трансплантацию какого-либо органа, они понимают: чтобы тот прижился, нужно подавить защитные силы организма. При этом признаки невыраженного воспаления в районе трансплантации являются неплохим прогностическим критерием того, что орган или биологическая ткань (например, кожа) приживется хорошо. Область воспаления характеризуется улучшенным кровоснабжением (отсюда и покраснение), доставкой и выработкой многих полезных веществ, а также созданием «забора» – своеобразного барьера, отграничивающего зону воспаления от остальных тканей. То же самое происходит и в месте прикрепления плодного яйца: создается очаг воспаления, который улучшает процесс имплантации и одновременно ограничивает влияние женского организма на будущего ребенка. Если в этот период женщина принимает препараты, подавляющие воспалительную реакцию (аспирин, ибупрофен и др.), то процесс имплантации может нарушиться.
С точки зрения современной медицины начало имплантации фактически означает, что беременность длится уже три недели. Основной процесс прикрепления плодного яйца занимает две недели, и ранние потери беременности наблюдаются именно в результате плохой имплантации. В таких случаях беременность чаще всего прерывается на 5–6-недельном сроке, то есть на 7–14-й день задержки менструации. Но пока задержка не наступила, женщина обычно даже не подозревает о том, что беременна, и продолжает спокойно принимать медикаменты, пить спиртное, курить.
Если вы планируете беременность, то во второй половине менструального цикла очень важно проявлять осторожность при прохождении ряда диагностических тестов и приеме лекарственных препаратов, а также алкоголя. Если лечение невозможно отложить, так как в нем есть необходимость, старайтесь избегать незащищенных половых актов в середине менструального цикла.
Очень часто я получаю письма от женщин, которые слишком сильно переживают за благополучие будущего ребенка и готовы сделать аборт только потому, что перед менструацией им пришлось принимать антибиотики, гормоны и другие лекарственные препараты, а они не знали, что в это время уже были беременны. Я неизменно стараюсь их успокоить: нормальный прогресс беременности – наилучший показатель нормального развития ребенка. Так что не нужно хвататься за голову и бежать в абортарий.
Одно прерывание беременности может закончиться бесплодием на всю оставшуюся жизнь, и подобных случаев бывает немало.
Хотя первые две недели прикрепления плодного яйца играют очень важную роль в отношении прогноза беременности, однако в целом прикрепление продолжается вплоть до 20 недель – до тех пор, пока детское место (плацента) не сформируется окончательно и не начнет функционировать в полную силу.
Плодное яйцо, прикрепляясь к стенке матки, начинает выделять специальный гормон беременности – хорионический гонадотропин человека (ХГЧ). Попадая в кровяное русло женщины, он поддерживает функцию желтого тела в одном из яичников, с тем чтобы оно постоянно вырабатывало прогестерон, пока плацента не возьмет эту роль на себя. Между этими двумя гормонами существует тесная прямая зависимость: если имплантация проходит плохо (чаще всего из-за дефектного плодного яйца), то количество ХГЧ будет недостаточным и функция желтого тела начнет угасать, что приведет к нехватке прогестерона, необходимого для прогресса беременности. Дополнительное назначение прогестерона при некачественном прикреплении плодного яйца ситуацию не улучшает, за исключением случаев, когда проводят искусственное оплодотворение и подсадку эмбрионов, поскольку у женщины в таких случаях нет своего желтого тела. ХГЧ также является иммуноподавляющим веществом. Проще говоря, он подавляет защитные силы матери, не позволяя ей отторгнуть прикрепляющееся плодное яйцо.
Если зачатие состоялось, то желтое тело (теперь оно называется желтым телом беременности) поддерживает развитие беременности на ранних сроках, пока плацента не начнет выделять вещества, угнетающие функцию желтого тела. Далее она сама будет вырабатывать достаточно прогестерона и других гормонов, необходимых для нормального протекания беременности. Таким образом плод с плодными оболочками и детским местом становится независимым от гормонального уровня матери, в чем проявляется механизм самозащиты новой жизни.
Если же беременность не возникла, то желтое тело функционирует приблизительно 14 дней (поэтому вторая фаза цикла всегда стабильнее первой), уровень прогестерона медленно понижается, и в итоге на месте желтого тела образуется рубец, который называется белым телом.
Когда в кровяное русло женщины попадает ряд факторов беременности и ХГЧ, мы говорим о биохимической стадии беременности. Обычно женщины не ощущают изменений в организме вплоть до задержки месячных. И только единицы из нескольких тысяч или десятков тысяч могут заметить определенные изменения в теле, связанные с началом беременности. Однако речь идет не о тошноте и рвоте, или вздутии живота, или болезненности груди – все это появится позже. Имеются в виду специфические ощущения, весьма индивидуальные, которые сложно охарактеризовать; скорее всего, чувствуется присутствие новой жизни в организме. Подчеркну еще раз: до задержки менструации почти все женщины не догадываются о том, что они беременны, хотя многие надеются на это.
Итак, если учесть весь процесс зачатия и имплантации, то на начало очередных месячных ваша беременность длится уже минимум 4–4,5 недели, хотя первые две недели вы беременны не были!
Важно понимать, что впереди у вас не менее восьми месяцев беременности. И не стоит превращать ее начало в ажиотажную беготню по аптекам и врачебным кабинетам. Не паникуйте и не беспокойтесь о том, все ли в порядке, потому что будущему ребенку нужен ваш телесный и душевный покой. Меня поражает, что некоторые женщины принимаются бесконечно делать тесты на беременность или проходить УЗИ и чуть не теряют сознание, если тест оказывается отрицательным или на УЗИ ничего не обнаружилось. Спокойствие и терпение – неотъемлемые атрибуты материнства. И если вы не обладаете ими в полной мере, начните работать над собой уже сегодня.