Продемонстрируйте потери

Согласно российскому законодательству, человека можно лечить от наркотической зависимости только добровольно. Но чтобы согласиться на лечение, необходимо признать сам факт болезни или проблемы, не так ли? Иначе зачем лечить здорового человека?

Отрицание болезни – это первое препятствие на пути лечения и один из симптомов зависимости. Человек начинает говорить: «Ну да, я попробовал марихуану. Ну да, я немножко попробовал героин. Но у меня нет никакой проблемы. Я могу бросить в любой момент. Со мной не происходит ничего страшного». Или другие отговорки-манипуляции: «Когда я употребляю, мне хорошо, когда не употребляю – плохо. Вы хотите, чтобы мне было плохо?»

Как помочь человеку осознать наличие проблемы? Показать ему последствия, показать реальные потери, которые вызывает употребление психоактивных веществ. Причем в данном случае бесполезно говорить о «возможных будущих проблемах» – все это для зависимого «писано вилами по воде». Покажите ему то, что уже произошло:

• Появились финансовые проблемы, долги

• Появились проблемы в личной жизни

• Проблемы на работе

• Хуже стало со здоровьем (нужно указать, что конкретно)

• Проявили себя психологические проблемы (бессмысленная агрессия, неуправляемое поведение, потеря прежних друзей)

• Формируется асоциальное поведение (начались кражи, ложь, драки и т. д.)

• Изменился внешний вид

То есть все негативное, что возникло вследствие зависимости. Первая задача родственников – заметить эти проблемы и указать на них. Лучше заранее подготовиться, составить список, чтобы ничего не забыть во время трудной беседы.

Обычно пациент преуменьшает потери, находит отговорки, обесценивает вами сказанное, но последствия растут, снежный ком изменений к худшему нарастает, и в какой-то момент человек сам может захотеть лечиться. Это идеальный момент, чтобы уговорить его отправиться в клинику.

Но, в любом случае, даже если зависимый преуменьшает значимость сказанного и приходится буквально на пальцах объяснять ему, что происходит, все равно именно в этот «момент демонстрации потерь» его проще всего уговорить.

Важно, как мы уже упоминали, самим не обесценивать проблемы. Если не будете испытывать уверенности, что человека прямо сейчас, сию минуту нужно начинать лечить, не будете достаточно убедительны.

Лучше всего, если беседа проходит именно в кругу близких – единичное мнение всегда больше воспринимается как субъективное. А сразу несколько «голосов» будут более объективными, во-первых. А во-вторых, таким образом можно реализовать грамотный «сценарий» убеждения.

Каждый из родственников должен определенным образом построить свои фразы. Без обвинений и унижений – это очень важно. Нужно оперировать только фактами, демонстрируя реальные, уже полученные результаты.

Одного человека достаточно легко сбить с толку – например, зацепиться за любой факт и начать спорить, а потом уже и человек выдохся в ходе этого спора, и не вспомнить, с чего все начиналось. Если же в разговоре участвуют несколько человек, между ними можно «распределить роли» – а точнее, темы разговора (работа, здоровье и т. д.). А главное, при попытке зависимого перевести адекватный диалог в бессмысленный спор, уйти от темы, остальные участники смогут вернуть разговор в конструктивное русло.

Похожие книги из библиотеки