Глава 2

Стратегическая позиция врага

В этой главе мы узнаем, что у нас под кожей движение активнее, чем на крупном транспортном кольце

Честно говоря, движение у меня в крови.

Тото[2]
Глава 2 Стратегическая позиция врага В этой главе мы узнаем, что у нас под кожей движение активнее, чем на крупном транспортном кольце

Опишу вам одну сцену, которую наблюдаю из года в год, каждый раз одну и ту же и каждый раз одинаково печальную. Привожу ее в первую очередь потому, что наконец-то у меня есть возможность отвести душу, а также потому, что, надеюсь, этот крик души избавит меня от бесконечного переживания этой сцены.

Как и в фильме «День сурка» 1993 года с Биллом Мюрреем (напомню: в тот день, когда сурок Фил должен был предсказать приход весны, время остановилось, и главный герой почти бесконечно переживал один и тот же день), в сотый раз ко мне приходит молодая девушка и вздыхает: «У меня столько целлюлита!» Когда же я прошу ее показать, где весь этот целлюлит, она зажимает между пальцами кожу бедер или икр и с отчаянием в глазах произносит: «ПОСМОТРИТЕ, АПЕЛЬСИНОВАЯ КОРКА!»

Я вздрагиваю, закатываю глаза и прикусываю язык. Наверное, именно во время одного из таких разговоров я и решила написать эту книгу.

Поэтому я хочу воспользоваться возможностью передать привет и выразить благодарность всем женщинам, которые в течение стольких лет моей практики объясняли мне, что у них есть целлюлит, так, словно я, скажем, флорист (эта профессия мне больше всех нравится), а не специалист по целлюлиту. Девочки, спасибо!

А теперь сосредоточимся и попытаемся понять, почему же, если мы зажимаем между пальцами часть нашего бренного тельца и видим апельсиновую корку, это еще ничего не значит.

Чтобы разобраться в этом вопросе, посмотрим, как мы устроены внутри.

И я не про душу, а про нашу анатомию.

Мы точно знаем, что у нас есть скелет, то есть кости.

Я своих ребер не видела с 1990 года, а доктор Мотта свои и того дольше, потому что они покрыты защитными тканями, но мы вас уверяем, что они там есть.

Также мы можем вас заверить, что внутри бедер у вас есть бедренная кость, которую покрывает мышца (поверьте нам, она там, даже если вы давненько ею не пользовались).

Между мышцей и кожей скрываются адипоциты – герои наших кошмаров.

Эти адипоциты не уложены там как попало, ведь если бы это было так, кожа скользила бы по мышцам и мы бы были похожи на большой бугристый мякиш (да-да, все было бы еще хуже, чем сейчас).

Глава 2 Стратегическая позиция врага В этой главе мы узнаем, что у нас под кожей движение активнее, чем на крупном транспортном кольце

Чтобы как-то плотнее организовать структуру «мышцы-жир-кожа», мать-природа соединила наши шарики-адипоциты между собой с помощью коллагеновых волокон, которые соединяют кожу и мышцы, образуя эластичные и устойчивые к травмам стенки, между которыми и живут ваши адипоциты.


— AD —

Поскольку мать-природа одной рукой дает, а другой забирает, отмечу также, что эти стенки (септы) расположены перпендикулярно по отношению к коже, как вы можете видеть на рисунке.

Глава 2 Стратегическая позиция врага В этой главе мы узнаем, что у нас под кожей движение активнее, чем на крупном транспортном кольце

Не надо делать скучающий вид, будто читаете школьный учебник по биологии. Отчасти из-за такого строения и ведется вечная борьба женского пола против апельсиновой корки, хотя по сути это не апельсиновая корка вовсе.

Используйте воображение и эти чудесные иллюстрации. Видите ли вы сходство между этим «матрасом», наполненным шариками, и вашим ненавистным целлюлитом? (Который, впрочем, больше похож на корку мандарина, если уж оставаться в терминологии цитрусовых.)

Глава 2 Стратегическая позиция врага В этой главе мы узнаем, что у нас под кожей движение активнее, чем на крупном транспортном кольце

Очевидно, когда наши адипоциты толстеют, эта структура становится более видимой, и если мы зажмем поверхность бедра между пальцами, мы просто прижмем все к коже, отчего нам может показаться, что у нас так много целлюлита.

Попробуйте зажать немного кожи на предплечье, и вы увидите, что появилась маленькая апельсиновая корочка, но не думайте, это не целлюлит, дело просто в расположении вашего жира под кожей. Если вы слишком худые и на предплечье у вас ничего нет, попробуйте проделать то же самое с икроножной мышцей. Если же и с икрой ничего не выходит, выбрасывайте книгу и идите праздновать, черт побери!

А теперь я сделаю так, что вы еще меньше станете верить мужчинам. Придадим нашему повествованию высоконаучный тон (и порадуем моего соавтора, который уже впал в депрессию от обилия розового). Должна вам сказать, что у мужчин адипоциты расположены по-другому, поэтому у них нет целлюлита.

Вот вам наглядный рисунок (хотя он мне не очень нравится), как структурированы адипоциты у мужчин.

Глава 2 Стратегическая позиция врага В этой главе мы узнаем, что у нас под кожей движение активнее, чем на крупном транспортном кольце

Чтобы проверить, так ли это, вы можете хорошенько ущипнуть какого-нибудь бедолагу мужского пола: вы увидите, что, как ни странно, апельсиновой корки у него не появится. (Если ущипнули какого-нибудь бугая, лучше сразу бегите.)

Теперь мы разобрались, как организованы адипоциты, но вспомните, о чем мы говорили ранее: это живые клетки, а значит, как и всем живым организмам, им нужно питаться и куда-то девать отходы своей жизнедеятельности. Проще говоря, адипоциты едят и какают.

Обращаю ваше особое внимание: отходы адипоцитов обычно называют токсинами – термином, который вызывает чрезвычайный интерес женского пола. Именно этим и пользуются компании, производящие продукты для красоты и здоровья (косметика, напитки, пищевые добавки), ведь если написать на чем-либо слово «детокс», то это нечто сразу становится обязательным к покупке.

А дело в том, что нам, женщинам, кажется, что нас отравляет все: и жестяные банки, и консерванты, и красители, и начальник, и свекровь, и соседка.

К сожалению, от токсинов с помощью какого-то волшебного экстракта экзотического фрукта вы не избавитесь. Кто-то же должен был вам об этом сказать!

Глава 2 Стратегическая позиция врага В этой главе мы узнаем, что у нас под кожей движение активнее, чем на крупном транспортном кольце

То, что мы называем унылым термином «токсины», не что иное, как продукты клеточной жизнедеятельности, от которых ваш организм в процессе нарушенной микроциркуляции не может в полной мере избавиться. Грубо говоря, адипоциты какают, а туалет никто не смывает.

Вы можете выпить хоть весь зеленый чай Китая, добавлять туда лимон, имбирь, куркуму, можете, как верблюды, пить воду литрами, но если микроциркуляция у вас не функционирует как нужно, то страшные и ужасные токсины с места не сдвинутся.

Ведь чтобы избавиться дома от пыли, мало просто подмести пол, его еще нужно тщательно помыть и натереть воском.

Но где же таятся эти ставшие такими популярными токсины?

Барабанная дробь!

Во внеклеточной жидкости!

Но что же это за внеклеточная жидкость такая?

Чтобы было понятнее, представьте себе золотую рыбку в стеклянном аквариуме, наполненном водой. Золотая рыбка ест и справляет нужду внутри аквариума, а вы ее кормите и меняете воду.

Так же и наши адипоциты. Они не просто располагаются внутри коллагеновых стенок, они еще погружены в жидкость, которая и называется внеклеточной, откуда они получают питание и куда выбрасывают токсины.

Такой своего рода супчик постоянно пополняется питательными веществами и кислородом в процессе артериальной микроциркуляции (ваша рука, кормящая рыбку) и очищается в процессе венозной и лимфатической микроциркуляции (вы меняете воду и чистите аквариум).

Адипоциты через мембрану всасывают питательные вещества и выбрасывают отходы.

Сейчас будет немного скучная лекция о микроциркуляции, но соберитесь: отложите телефон, выйдите из «Фейсбука», успокойте детей и мужей и читайте внимательно, потому что мы приближаемся к великой тайне целлюлита.

Мы теперь знаем, что адипоцитам нужны питательные вещества и кислород и за ними нужно убирать – все как у других клеток. Уход за адипоцитами осуществляют кровеносная и лимфатическая системы.

Кровь, насыщенная кислородом, течет от сердца и распространяется в организме по артериям, которые становятся все тоньше: представьте себе рисунок листочка, у которого от центральных крупных жилок отходят все более мелкие жилки, доставляющие кислород в каждый его уголок.

Наше тело очень похоже на листочек: сердце, как насос, качает кровь, и та, насыщенная кислородом и питательными веществами, достигает даже кончиков пальцев ног (однако пока что не будем о ваших ступнях, которые, я знаю, конечно, все время холодные, – поговорим о ваших бедрах).

Глава 2 Стратегическая позиция врага В этой главе мы узнаем, что у нас под кожей движение активнее, чем на крупном транспортном кольце

Жировая ткань имеет обширную сеть кровеносных сосудов, которые, становясь все меньше и меньше, доставляют кислород и питательные вещества всем нашим жировым клеткам.

Чтобы добраться до каждой клеточки жировой ткани (и не только), артерии все сильнее сужаются и на последнем этапе становятся настолько узкими, что красные кровяные тельца могут пройти, только выстроившись в ряд одно за другим; стенки этих малюсеньких трубочек становятся настолько тоненькими, что питательные вещества и кислород могут пройти сквозь них.

Стенки капилляров можно сравнить с чайным пакетиком. Чай остается в пакетике, но при попадании в горячую воду отдает свой вкус и цвет. Так же и красные кровяные тельца остаются внутри капилляров, а вот питательные вещества и кислород просачиваются наружу. Здесь, в самой тонкой части кровеносных сосудов, красные кровяные тельца отдают кислород и питательные вещества, которые, проходя сквозь капиллярные стенки, попадают в межклеточное вещество и оттуда в наши жировые клетки.

Таким же образом наши жировые клетки выбрасывают в межклеточное вещество продукты своей жизнедеятельности, которые потом всасываются в кровь, отдавшую кислород.

Красные кровяные тельца для того и нужны. Они служат транспортом, и когда они отдают кислород, то забирают углекислый газ, являющийся частью отходов жизнедеятельности клеток.

Глава 2 Стратегическая позиция врага В этой главе мы узнаем, что у нас под кожей движение активнее, чем на крупном транспортном кольце

Такая система обмена регулируется сложными и очень скучными физическими законами. Но я хотела бы, чтобы вы запомнили, что этот обмен регулируется также процессом осмоса[3], поэтому более высокая или низкая концентрация определенных веществ или изменение значения pH в жидкостях может затормозить весь процесс. Вскоре мы узнаем, как питание связано с целлюлитом и почему важно не злоупотреблять солью и поддерживать значение рН в норме.

Но вернемся к отходам. На самом деле не все отходы клеток попадают в венозную кровь, значительную их часть «выметает» лимфа.

Всю жизнь вы то и дело слышите про лимфодренаж или лимфоузлы. Наступил момент, когда кто-то должен вам объяснить, что же такое лимфа. Боюсь, эта неблагодарная роль выпала мне.

Глава 2 Стратегическая позиция врага В этой главе мы узнаем, что у нас под кожей движение активнее, чем на крупном транспортном кольце

Функция лимфы – собирать избыток внеклеточной жидкости, перевозить белок и жиры из кишечника в кровь и защищать нас от всякой инородной гадости, которая проникает в организм.

Лимфа представляет собой прозрачную жидкость, которая течет по тонюсеньким сосудам (трубочкам). На определенных участках иммунная система проверяет, не попало ли в лимфу ничего опасного для здоровья (обычно это бактерии и вирусы). Такие контрольные пункты в лимфатической системе называются лимфоузлами, все вы о них знаете, это именно они воспаляются, когда иммунная система обнаруживает в них патогены, то есть микроорганизмы и т. п., которые могут представлять угрозу для организма.

Если у нас болит горло, вирусы и бактерии, вызывающие воспаление, оказываются в лимфоузле, где «солдаты» иммунной системы сражаются с ними, чтобы нас защитить. От неистовости сражения лимфоузлы рядом с горлом опухают и воспаляются, поэтому нам больно.

Это не раз случалось с каждой из нас.

Я все это рассказываю не только чтобы расширить ваш кругозор, но и чтобы объяснить, в чем заключается одна из особенностей лимфы, которая влияет на состояние здоровья наших ног: лимфа движется медленно.

Она течет по маленьким сосудам и останавливается для контроля 600 раз в лимфоузлах (у нас 600 лимфоузлов).

Кроме того, у лимфы нет органа, который мог бы ее разгонять, как в случае с кровью. Чтобы она двигалась, должны сокращаться мышцы, которые тем самым помогают ей подняться по ногам до области грудной клетки и там соединиться с венозной кровью.

Вы и сами отлично понимаете, что сидячий образ жизни никак не способствует лимфообращению. Наше тело было задумано не для того, чтобы сидеть за компьютером или стоять за прилавком в магазине. Наше тело было спроектировано так, чтобы мы могли ходить много часов в день и разгоняли лимфу, используя мышцы ног. Сидячий образ жизни еще больше ухудшает состояние и без того медленного лимфатического обращения, а значит, страшные токсины жировых тканей тоже уничтожаются медленее.

Глава 2 Стратегическая позиция врага В этой главе мы узнаем, что у нас под кожей движение активнее, чем на крупном транспортном кольце

Недостаточная физическая активность и мышечная слабость приводят к замедлению движения лимфы, а тем самым к накоплению в организме токсинов и вредных веществ.

Застой лимфы – это одна из основных причин возникновения целлюлита.

Помимо сидячего образа жизни, фактором, замедляющим поток лимфы, являются запоры.

Значительная часть лимфообращения приходится на нашу брюшную полость, где лимфа всасывает и переносит жиры, усвоенные кишечником, а если кишечник опухает и полон шлаков, он давит на и так тонкие сосуды, что еще больше ухудшает состояние.

Еще одной причиной замедления лимфообращения является лишний вес: когда объем жировых клеток увеличивается, они давят на лимфатические сосуды, ухудшая их состояние, и движение лимфы по ним затрудняется.

Вы уже, наверное, сами догадались, о чем я буду говорить в следующих главах. Застой лимфы – одна из основных причин возникновения целлюлита.

МЕДЛЕННАЯ ЛИМФА = БОЛЬШЕ ТОКСИНОВ В ТКАНЯХ

Но все-таки я сохраню долю интриги, тем более обещала написать целую книгу, поэтому не могу выдать все сразу.

Надеюсь, вы поняли, что внутри ваших бедер движется сложная гидравлическая система. Она достаточно хрупкая, и из-за малейших нарушений в ее работе мы сталкиваемся со всевозможными неприятными проблемами.

От внешнего мира это оживленное движение кислорода и токсинов защищает наша кожа, которой тоже необходим кислород, получаемый в процессе микроциркуляции. Когда же этот сложный механизм выходит из строя, кожа также страдает и теряет эластичность и плотность.

В общем, очевидно, что увлажнение кремами и скрабирование кожи не поможет решить проблему, которая на самом деле гораздо сложнее и требует иного подхода.

Но подробнее мы поговорим об этом позже.

Очень надеюсь, что к концу этой главы вы поймете, что то, что упрощенно называется жиром, на самом деле можно считать самым настоящим органом тела: жировая ткань – это один из наших органов.

Как ни странно, такое определение совершенно оправданно, ведь жировые клетки, помимо удивительной способности превращать сахар в жир, о которой мы узнали в прошлой главе, обладают способностью вырабатывать гормоны.

Самый любопытный из этих гормонов – это лептин[4], отвечающий за чувство сытости: когда адипоциты наполнились жиром, именно он должен передать в мозг сообщение: «Хватит есть!»

Лично у моих жировых клеток, как я думаю, проблемы с коммуникацией: то ли оператор связи не тот, то ли рецепт производства лептина они потеряли или вообще обменяли его на рецепт тирамису. В любом случае никакого чувства сытости я не ощущаю.

Надеюсь, ваши жировые клетки поумнее моих, а также надеюсь, что от всех этих разговоров о токсинах и лимфообращении вам захотелось прогуляться и помочь лимфе двигаться быстрее. Тем временем готовьте измерительную ленту. В следующей главе будем себя измерять!

Глава 2 Стратегическая позиция врага В этой главе мы узнаем, что у нас под кожей движение активнее, чем на крупном транспортном кольце

Инсулин и жировая ткань

Инсулин – это гормон, который вырабатывает поджелудочная железа после того, как в организм вместе с пищей поступают углеводы. Помимо того, что, как известно, инсулин снижает уровень сахара в крови, он также играет значимую роль в процессе жирового обмена, поскольку облегчает проникновение глюкозы в адипоциты, где способствует синтезу жирных кислот. Внутри адипоцита глюкоза превращается в глицерол, а затем, соединяясь с жирными кислотами, в триглицериды, которые откладываются как запасы энергии. Напротив, при голодании глюкоза не попадает внутрь адипоцитов, а энергия получается путем липолиза (расщепления жиров).

Известен один парадокс, связанный с французами и их кухней. Он довольно любопытен с точки зрения статистики, но на научность не претендует. Во Франции, где жители потребляют жиров в три раза больше, чем американцы, количество сердечно-сосудистых заболеваний, связанных с ожирением, ничтожно мало по сравнению с США. Углеводов же во Франции потребляют в пять раз меньше, чем в США. При такой статистике трудно отрицать важнейшую роль инсулина в формировании жировой ткани.

Глава 2 Стратегическая позиция врага В этой главе мы узнаем, что у нас под кожей движение активнее, чем на крупном транспортном кольце

Похожие книги из библиотеки