Глава 2.7
Аутофагоцитоз – передовой край науки
Когда узнала, за что в 2016 году была присуждена Нобелевская премия по физиологии и медицине, у меня даже сердце екнуло. Японец Ёсинори Осуми получил ее за открытие аутофагии и расшифровку ее молекулярного механизма. Вы сейчас поймете, почему у меня это вызвало особое чувство. Дело в том, что, окончив Биологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, я работала научным сотрудником и особенно пристально изучала лизосомы нормальных и раковых клеток. Моя кандидатская диссертация, которую защитила следом, была посвящена изучению рН (уровня кислотности) лизосом клеток крови у пациентов в клинике и на экспериментальных моделях – у мышей и крыс c похожими заболеваниями. Я не раз наблюдала лизосомы под бинокулярным микроскопом, с которым не расставалась почти восемь лет научной работы.
Аутофагия – процесс переработки ненужных больше клетке белков, происходящий как раз благодаря лизосомам. Может быть, из школьных уроков биологии вспомните, как клеточная стенка выпячивается, как губы для поцелуя, охватывает чужеродные частицы со всех сторон, втягивает их внутрь цитоплазмы, доставляет к лизосомам, где и начинается их переработка. В отличие от фагоцитоза аутофагосома делает все то же самое, только с белковыми комплексами и ненужными структурами, уже находящимся внутри самой клетки. Так и вижу, как аутофагосома транспортируется к лизо-соме, чтобы слиться с ней в последнем разрушительном экстазе.
Исследование Ёсинори Осуми, как любое фундаментальное открытие, позволяет увидеть свет в конце туннеля сразу по нескольким в буквальном смысле больным направлениям, в том числе связанным с возрастными изменениями. Чтобы понять, почему онкологи ждут прорыва в лечении пока неподвластных им форм, надо начать с определения онкологической клетки. Любая клетка нашего организма проходит бластную, незрелую, стадию. В процессе созревания нормальные клетки начинают выполнять возложенную на них функцию, т. е. становятся клетками крови, печени, кожи и т. д. Иначе говоря, все здоровые клетки специализируются, или как говорят физиологи, дифференцируются, слушая команды из общего центра, находящегося в геноме. А вот злокачественные клетки ничего этого делать не желают. Они так и остаются асоциальными подростками, у которых одно желанное занятие – есть-пить, бездельничать и неконтролируемо размножаться, не слушая никаких увещеваний родителей о том, что надо учиться и идти работать. Раковые клетки остаются бластными, недифференцированными, по этому признаку их и распознают после определенной биохимической обработки. Доброкачественные опухоли отличаются от раковых тем, что они все-таки состоят из специализированных клеток, зрелых, хотя их по каким-то причинам излишне много.
В связи с открытием молекулярных механизмов ауто-фагии молекулярные онкологи хотят использовать контролируемый аутофагоцитоз. Контролируемый – это значит, когда надо «оздоровить» клетку, стимулировать, усилить этот процесс изгнания шлаков, а когда надо ускорить ее умирание, – приостановить и подавить. Поэтому они испытывают и те, и другие препараты – и стимуляторы, и ингибиторы. Для профилактики онкогенеза (развития злокачественного процесса) нужно много аутофагосом, которые складывают в мешки и утилизируют накопляющийся белковый мусор в нормальной зрелой клетке, тем самым ее омолаживая и продлевая зрелую стадию. Значит, в этом случае нужны стимуляторы аутофагоцитоза. С этим классом препаратов связаны надежды геронтологов – специалистов, изучающих механизмы предупреждения старения. А если онкологический процесс развился, и в организме много ненужных бластных клеток, постоянно размножающихся и недеффиренцирующихся, тогда хорошо бы ингибировать в них процесс аутофагоцитоза, и пускай все они погибнут, не имея возможности избавляться от отходов. И рак будет побежден!
Нобелевское открытие дает, кстати, ответ на вопрос, полезен ли стресс, испытываемый нашим организмом при полном или значительном отказе от пищи. Раньше диетологи дружно и отрицательно качали при этом головами, но теперь получены научные доказательства омолаживающего действия голодания. В эксперименте доказано, что ауто-фагосомы в массе появляются на малопитательных средах, именно тогда начинается внутриклеточное переваривание шлаков и запуск рециклинга. Следовательно, начинается процесс очищения и омоложения клеток, а с ним всего организма. Старение отменяется!