Происхождение мифа
С исторической точки зрения сбалансированная жизнь представляется какой-то относительно новой привилегией. Тысячелетиями работа и была жизнью. Не работая – т. е. не охотясь на дичь, не собирая урожай или не выращивая скот, прожить было нельзя. Но времена менялись. В книге Джареда Даймонда «Ружья, микробы и сталь. Судьбы человеческих обществ», которая получила Пулитцеровскую премию, описывается, как излишки еды в сельских общинах в конечном итоге привели к разделению труда: «12 000 лет назад все население Земли занималось охотой и собирательством; сейчас же мы либо фермеры, либо кормимся у фермеров». Свобода от необходимости собирать или сеять позволила людям становится учителями или ремесленниками. Часть людей работала на то, чтобы на столах была еда, другая часть изготавливала эти столы.
Сначала большинство людей работало в меру своих потребностей и амбиций. Кузнецу не нужно было сидеть в кузнице до пяти часов вечера – подковав лошадь, он отправлялся домой. С началом промышленной революции в XIX веке массы людей впервые стали работать на других. Началась эпоха алчных хозяев, работы без отпусков и праздников и круглосуточно светящихся фабричных окон. С началом XX века это привело к зарождению движения за права трудящихся и ограничение рабочего времени.
Однако само словосочетание «баланс между работой и личной жизнью» появилось на свет в середине 1980-х, когда больше половины замужних женщин стали работать. Перефразируя предисловие Ралфа И. Гомори к книге «Жизнь вместе, работа порознь: баланс между работой и личной жизнью в работающих семьях», состоялся переход от семейной ячейки с кормильцем и хозяйкой дома к ячейке из двух кормильцев и без хозяина в доме. Понятно, кому пришлось столкнуться с необходимостью дополнительной работы на начальном этапе. Но к началу 1990-х сочетание между работой и личной жизнью стало поводом для беспокойства и для мужчин. Обзор содержания 100 основных газет и журналов, проведенный фирмой LexisNexis, показал значительный рост статей, посвященных этой теме: с 32 за десятилетие между 1986 и 1996 гг. до 1674 в одном только 2007 г. (см. рис. 9).
Рис. 9 Рост количества упоминаний о «балансе между работой и жизнью» в газетах и журналах за последние годы приобрел взрывной характер.
Возможно, не случайно, что технологический рывок совпадает с ростом уверенности в том, что в жизни чего-то не хватает. Этому способствует исчезновение границ и рамок личного пространства.
Идея о «балансе между работой и личной жизнью» с ее корнями в трудностях и вызовах повседневной жизни захватила наши умы.