Чего боятся врачи и чем опасно тазовое предлежание?
Пока ребенок находится в полости матки, тазовое предлежание ничем не отличается от головного. Проблемы возникают в процессе родов. А поскольку тазовое предлежание чаще наблюдается при преждевременных родах, то частота осложнений, смертность и заболеваемость новорожденных существенно повышаются. Если при головном предлежании головка выполняет функцию твердого «клина», расширяя родовые пути для прохождения тела, то ягодицы – мягкая часть тела, которая к тому же по размерам меньше головки. В 1–5 % случаев (при преждевременных родах чаще) головка может застрять в родовых путях, после того как ножки и тело уже выйдут, что чревато серьезными осложнениями для ребенка и матери.
Не менее серьезное осложнение – запрокидывание одной или обеих ручек за голову, что затрудняет продвижение ребенка по родовым путям, а также может привести у повреждению плеча и нервного плечевого сплетения. В большинстве случаев такое осложнение удается предотвратить, если правильно вести роды: медленно, осторожно вынимать плод. Изредка возможно повреждение шеи и спинного мозга ребенка, потому что голова при тазовом предлежании может быть разогнута, из-за чего будет плохо вставляться в полость малого таза.
В 7,5 % случаев опасным осложнением является выпадение пуповины, что чаще наблюдается при ножном предлежании. Если пуповина окажется повреждена при родах, а также зажата телом ребенка, это может привести к острой гипоксии и даже смерти малыша.
Вернемся к кесареву сечению: действительно ли оно предотвращает плохой исход беременности с тазовым предлежанием? До 1940 года кесарево сечение применялось редко, так как материнская смертность была высокой. Роды при тазовом предлежании сопровождались множеством осложнений, и смертность среди новорожденных составляла почти 5 %. С открытием эффективных обезболивающих, распространением антибиотиков и переливаний крови смертность матерей из-за кесарева сечения удалось значительно снизить, а новые техники разреза живота и матки сократили продолжительность операции и количество осложнений.
Во многих государствах ведется тщательная статистика случаев кесарева сечения, в том числе фиксируется уровень заболеваемости и смертности новорожденных и матерей. Приведу американские данные, близкие к показателям ряда западноевропейских стран. В 1970 году кесарево сечение при тазовом предлежании провели приблизительно у 14 % женщин, в 1975-м – почти у 22 %, а в 1979-м – уже у 94 %. К 1986 году доля кесаревых сечений понизилась до 87 % и продержалась на этом уровне вплоть до 2003-го.
Сейчас в большинстве стран мира уровень кесаревых сечений при тазовом предлежании составляет 82–90 %, за исключением регионов, где медицинская помощь находится на низком уровне или же не хватает учреждений, в которых занимались бы оперативным родоразрешением. Например, почти везде в Латинской Америки кесарево сечение проводится у 60 % беременных женщин с тазовым предлежанием.
Тема родоразрешения при тазовом предлежании исследовалась крайне мало. Очевидно, что, когда речь идет о жизни ребенка, врачи предпочтут оперативное родоразрешение, чтобы добиться лучшего результата. Поэтому сравнить исход беременности в группе женщин, родивших самостоятельно, и в группе тех, кто родил при помощи планового кесарева сечения, довольно сложно. И потом, не всегда при родах может присутствовать опытный врач. Как показывает практика, минимум 70 % женщин с тазовым предлежанием выбирают кесарево сечение.