Первый шаг. Цените все, что жир делает для вас
Без жира вас ни за что не возьмут сниматься в «Спасателях Малибу», и я говорю не только о самой заметной части тела Памелы Андерсон. На лице 20-летнего человека намного больше жира вокруг глаз, губ и подбородка, чем на лице 70-летнего. Мы выглядим молодо благодаря правильно расположенному жиру. И, сказать по правде, без жира и здоровыми быть не получится. Жир (или, по-научному, жировые ткани) действует не только как простой механический утеплитель и смягчающая подушка: он еще и вырабатывает химические вещества, необходимые для полового созревания и размножения, иммунной защиты, сворачивания крови, соблюдения циркадных ритмов, даже для хорошего настроения и концентрации‹‹523››,‹‹524››,‹‹525››. Жизнь без жировой ткани была бы в самом деле очень сложной. Как ни парадоксально, и недостаток, и избыток жира вызывают практически одни и те же проблемы: «Мыши без жира страдают от нечувствительности к инсулину, непереносимости глюкозы, гиперфагии, лишнего веса, стеатоза печени и высокого уровня триглицеридов»‹‹526››. Ровно тем же, что и жирные мыши.
Большинство из нас, конечно, хочет похудеть. Если вы сидели на диете, но ваше тело не изменилось так, как вы хотели, вам, скорее всего, не рассказывали всей истории о жире, его функциях и шагах, которые можно предпринять, чтобы контролировать его. Чем больше мы будем знать о том, почему наш организм вырабатывает и хранит жир, тем лучше поймем, как превратить нежелательный жир во что-нибудь получше.
Отличная новость: жировые клетки, как и все клетки, с готовностью следуют любым нашим инструкциям. Эти инструкции поступают в основном из физической активности и пищи, которую мы едим. Вопреки общепринятому мнению, жир — это не навсегда. Но стратегия борьбы с ним — не в том, чтобы «сжечь лишние килограммы» с помощью голодания или обильного потения. Клетки опухоли сами себя убивали, получив кислоту омега-3; точно так же, посылая определенные химические сигналы, можно приказать и жировым клеткам сделать то, что вы хотите.
Почему пищевые добавки не будут работать
Так что же это за химические сигналы? Миллиардная индустрия была в течение десятилетий одержима поисками ответа на этот вопрос.
В 1995 году ученые, работавшие со специально выведенной породой очень жирных мышей, обнаружили, что у этой породы отсутствует гормон пептин. Биотехнологические компании тут же увидели в этом огромные барыши и сделали большие инвестиции в исследование лептина. Они даже запатентовали ген, отвечающий за его выработку. Вскоре после открытия обнаружилось, что лептин подавляет аппетит и деление жировых клеток. Исследователи лептина решили, что напали на золотую жилу.
Да, так и получилось, только вот золото оказалось обманкой. Ожирение — это не просто проблема дефицита лептина, оно вызывается различными дисбалансами в организме. Вскоре стало ясно, что у людей с лишним весом не только дефицит лептина — они к нему резистентны. Их организм не слышит сигналов, посылаемых лептином, так что дополнительные дозы лептина никак не помогут. Хуже того, один из потенциальных побочных эффектов от приема препаратов лептина — рак груди‹‹527››.
Лептиновая «золотая лихорадка» закончилась так же быстро, как и началась. Взлет и падение лептина — это отличное воплощение нашей веры в технологические решения биологических проблем. Настоящее решение даст нам не технология, а биология — в форме здоровой пищи.
Узнав, что люди с ожирением резистентны к лептину, ученые упустили отличную возможность. Если бы они поняли, что резистентность к лептину говорит о том, что сигналы, возможно, чем-то блокируются, то задали бы ключевой вопрос: чем они блокируются? Мы уже говорили об этом в предыдущих главах: химическими помехами, которые мешают нормальному обмену веществ. Эти помехи называются воспалением.