Секреты красоты древних египтян
Археологи обнаружили древнейшие свидетельства применения косметики в Древнем Египте около 4000 г. до н. э. Египтяне делали средства для макияжа из жира, смешанного со специальными смолами и либо красной охрой, либо пеплом. Даже в наше время аборигенные народы прилагают большие усилия, чтобы найти правильные ингредиенты для косметики. Например, химба, племя пастухов-кочевников из Северной Африки, смешивают козье масло с охрой и измельченными травами, и получившаяся паста придает их коже прекрасный, гладкий красно-коричневый оттенок. На Гавайях жители пользуются кокосовым маслом, которое пролежало несколько недель на солнце, чтобы придать коже блеск перед каким-нибудь из многочисленных праздников. Распространенная практика нанесения на кожу тщательно смешанных жиров имеет несколько назначений.
Во-первых, жир сохраняет кожу влажной и, соответственно, гладкой и мягкой. Современные высококачественные средства ухода за кожей по-прежнему содержат масло какао, авокадо, оливковое масло и даже яичный желток. Современная косметика, конечно, бывает очень хороша, но в ней не хватает секретного ингредиента старых времен: пробиотиков. Козье масло, масло какао и, наверное, даже пепел и жир, использовавшийся египтянами, были полны полезных бактерий, которые колонизировали и сырье, и сосуды, в которых это сырье хранилось. Применение кремов с полезными бактериями приносит такую же пользу коже, как и употребление в пищу богатых пробиотиками йогуртов — кишечнику: если полезных бактерий достаточно много, они будут всегда превосходить числом любые патогены. Возможно, в прошлом это даже спасало людей, у которых практически не было чистой воды, чтобы умываться, от инфекций после порезов‹‹597››.
В следующий раз, когда вы будете обедать с какой-нибудь подругой, и она приправит салат обезжиренным соусом, спросите ее, стала бы она пользоваться шампунем или средством для ухода за кожей, содержащим точно такие же ингредиенты. Скорее всего, она ответит «нет». Качественные косметические продукты делают из натуральных насыщенных жиров. Растительное масло подходит не слишком хорошо, потому что слишком легко окисляется, становится липким и раздражает кожу. Производители косметики, наверное, с удовольствием бы пользовались дешевыми маслами вместо более дорогих натуральных жиров, только вот им бы это с рук не сошло. Такие косметические средства вызывали бы аллергическую сыпь или даже акне. А вот производителям пищи все сходит с рук, когда они добавляют растительное масло во все подряд, да еще и говорят, что это полезно для нашего здоровья! К счастью для них, на поврежденные воспалением артерии нельзя просто взять и посмотреть. А поскольку к артериям не подходят нервные окончания, мы этих повреждений даже не чувствуем. Но можно попробовать воспользоваться натуралистическим мышлением наших предков: «Если я не хочу намазывать это на кожу, в рот я это тем более не положу».
Солнце может повредить кожу, но это не обязательно
Мы уже видели, как растительные масла и сахар могут вызывать дисбаланс иммунной системы и угревую сыпь, а обе эти проблемы разрушают коллаген. Но один из самых известных факторов окружающей среды, разрушающих коллаген, — солнечный свет.
Учитывая, с каким усердием мы намазываемся кремом от загара даже при довольно тусклом солнце, вы, должно быть, думаете, что ультрафиолетовое излучение проходит наше тело насквозь, как рентгеновские лучи. На самом же деле проницаемость ультрафиолетовых лучей довольно низкая; подавляющее их большинство (95 процентов) блокируется быстро регенерирующим эпидермисом. Практически все остальные лучи поглощаются коллагеном, находящимся под эпидермисом‹‹598››. В зависимости от того, что вы едите, эти оставшиеся 5 процентов могут вызвать воспаление кожи и солнечный ожог — а могут и не вызвать. (Естественно, если вы будете загорать слишком долго, то воспаление вас ждет, даже если вы сидите на самой лучшей диете.) Воспаление приводит к выработке тех самых убивающих коллаген ферментов и может сильно усугубить повреждения, нанесенные ультрафиолетовыми лучами, со временем приводя к старению‹‹599››. Хорошая, питательная диета будет держать эти ферменты на коротком поводке, и ваша кожа будет выглядеть молодой.
Так что же нам делать — как можно меньше бывать на солнце? Если вы едите много «воспалительных» жиров и сахара, то мой ответ — да. Но если у вас здоровый рацион, то ваш коллаген не получит серьезных повреждений, если, конечно, вы не дозагораетесь до солнечного ожога — а так, конечно же, делать не следует. Чем больше у вас в рационе растительного масла и чем больше полиненасыщенных жирных кислот попадают в вашу кожу, тем легче получить солнечный ожог и тем сильнее невидимые повреждения глубоких слоев кожи. Я рекомендую пациентам, сидящим на здоровой диете, загорать — естественно, не превышая нормы. Но эта самая норма, выраженная в минутах, проведенных на солнце, может сильно различаться в зависимости от широты местности, в которой вы живете, высоты над уровнем моря, климата, времени года, цвета кожи и способности вашего организма к загару.
Как и растения, мы используем солнечный свет, чтобы расти. Растения используют его для фотосинтеза; наша кожа, реагируя с солнечным светом, производит витамин D, без которого рост и развитие ребенка сильно замедляются. Когда-то мы получали большую часть витамина D — «солнечного витамина» — прямо из солнечного света‹‹600››. Когда ультрафиолетовые лучи врезаются в эпидермис, они задевают молекулы холестерина, превращая обычный холестерин в предшественник витамина D, который затем активируется в печени и почках. Витамин D нам нужен для усвоения кальция, так что если ребенок получает его недостаточно, то дефицит может ослабить его кости и замедлить рост. Как вы знаете из предыдущих глав, довольно немногие из нас получают достаточно витамина D. Раньше мы ели намного больше печени, чем сейчас — а это лучший пищевой источник витамина D. Даже молоко с витаминными добавками редко содержит витамин D в достаточном количестве, и только препараты холекальциферола работают так, как надо (эргокальциферол, напротив, может быть даже токсичен)‹‹601››’‹‹602››. Неважно, где именно мы живем — нам нужно каким-либо образом получать «солнечный витамин»: либо непосредственно от солнца, либо косвенным путем — как в Норвегии и на Аляске, где едят печень рыб и других животных, которые получали достаточно солнца.
Летом среднестатистический белый человек, загорая двадцать минут на широте 35 градусов (например, на берегу Северной Каролины или на пляже в Сан-Луис-Обиспо, Калифорния) в районе полудня, получает достаточно витамина D, чтобы его хватило минимум на неделю‹‹603››. Получив такую дозу излучения, в идеальном случае лучше прервать дальнейшее получение ультрафиолетовых лучей, потому что их избыток уничтожает коллаген и важные питательные вещества, в том числе и витамин D. К счастью, ваша кожа умеет регулировать дозировку ультрафиолета. В этом нам помогает кожный пигмент меланин. Наша генетика настолько идеально модулирует базовое количество пигмента в коже, что по оттенку кожи можно предсказать, на какой широте живет тот или иной аборигенный народ, с точностью до нескольких градусов‹‹604››.
Как коже удается регулировать количество меланина, например, когда вы идете на пляж? Она реагирует на дозу излучения, которую вы получаете. Когда ультрафиолетовые лучи проникают через тонкий внешний слой мертвых клеток, они попадают в специальные клетки — меланоциты. Меланоциты, живущие в самом верхнем слое живой кожи (эпидермисе), защищают лежащий под ними слой коллагена; они содержат сигнальное вещество, которое работает как маленький механический переключатель. Когда с этим веществом реагирует ультрафиолет, оно переключается в состояние «вкл.», меняя форму (ультрафиолетовые лучи отбирают у него электрон), и после этого может реагировать с ферментом, который включает в меланоцитах белки, производящие меланин, и запускает вашу систему загара. Через несколько минут (или часов, в зависимости от ваших генов) ваша кожа темнеет. Чем быстрее появляется меланин, тем эффективнее организм защищается от повреждения ультрафиолетовыми лучами.
Меланоциты, одежда и непрозрачные кремы для загара эффективно блокируют и ультрафиолет А, и ультрафиолет В. Но другие кремы для загара блокируют только ультрафиолет В, который повреждает ДНК эпидермиса и повышает риск рака кожи, при этом ничего не делая с ультрафиолетом А, который обладает более низкой энергией и проникает глубже‹‹605››.
Ультрафиолет А может проникнуть в самые глубокие слои кожи и повредить коллаген, благодаря которому ваша кожа выглядит гладкой и здоровой. Ультрафиолет А не обладает достаточной энергией, чтобы непосредственно повредить ДНК, но он может — точно так же, как горячая сковородка — взаимодействовать с ПНЖК, вызывая свободнорадикальные каскады, повреждающие и ДНК, и коллаген‹‹606››. В общем, кремы от загара, конечно, предотвращают солнечные ожоги и, что еще важнее, непосредственное повреждение ДНК ультрафиолетом В, но одновременно они вызывают ложное чувство безопасности, и вы можете получить намного больше ультрафиолета А, чем вам хотелось бы. Вот одна из причин, по которым ни одно исследование не показало, что кремы от загара защищают от рака кожи‹‹607››. С моей точки зрения профилактика избыточного контакта с ультрафиолетовым излучением, которое может вызывать рак, повреждая ДНК, и морщины, повреждая коллаген, должна включать в себя нечто большее, чем нанесение на кожу крема от загара — не нужно ограничиваться только этим. Я советую своим пациентам оптимизировать диету, чтобы уменьшить количество окисляемых ПНЖК, и, если времени достаточно, постепенно заставить организм вырабатывать больше кожного пигмента меланина.
У меня, как и у многих ирландцев, довольно ленивые меланоциты, которые вырабатывают меланин довольно медленно, так что мы сгораем на солнце чаще, чем загораем. А потом, примерно через день, покраснение превращается в загар.
Как нам удается загореть после пребывания на солнце? Избыток солнца приводит к воспалению кожи. Воспаление вырабатывает свободные радикалы. А свободные радикалы отбирают электрон у сигнального вещества меланоцитов, заставляя его включить механизм загара. Такая задержка, возможно, сделана специально: в высоких широтах повышенная склонность к загару помешала бы людям получать достаточно витамина D. Даже на хорошей диете мощная доза ультрафиолета А, которую вы получаете в первый день гуляния на солнце, может повредить коллаген в глубоких слоях кожи и вызвать ее преждевременное старение, но на плохой диете это повреждение будет даже сильнее.
Так что загорайте на солнце, но соблюдайте умеренность, особенно если у вас светлая кожа. В идеале, если вы собираетесь в отпуск на юг, постарайтесь для начала немного загореть в родном городе. Выработавшийся меланин сможет защитить ваши глубокие ткани и от ультрафиолета А, и от ультрафиолета В. И — я знаю, что перед искушением устоять будет трудно, но если уж вы загораете, то старайтесь держаться подальше от вызывающих воспаление растительных масел и сахара — даже в отпуске. Это не только защитит вашу кожу, но и, может быть, поможет поближе познакомиться с традиционной кухней тех мест, куда вы поехали в отпуск.