Лучшая поддержка для соединительной ткани: эластин
В первую очередь способность вашего коллагена противодействовать силе тяготения зависит от одного особенного члена коллагеновой семьи — эластина. Эластин лучше всего представить себе в виде сетки взаимосвязанных белков, которые функционируют подобно молекулярным пружинам. Когда у нас появляются морщины, это значит, что эластин больше не пружинит‹‹612››. Больше всего эластина содержится в коже, артериях, легких и связках — именно поэтому они так эластичны и могут принимать прежнюю форму после растяжения. У Мэри в организме достаточно эластина — как и у любого человека, который «красиво» постарел или выглядит моложе своих лет. Если бы какую-либо отдельную молекулу можно было назвать «источником молодости», то это был бы эластин.
Гибкие, прочные молекулы эластина в организме Мэри еще и очень надежны. Период их полураспада составляет семьдесят пять лет — то есть они с нами на всю жизнь. Чарльз Плоппер, профессор анатомии Калифорнийского университета в Дэвисе, утверждает, что «период полураспада эластина совпадает с продолжительностью жизни биологического вида»‹‹613››, что говорит нам о том, что эластин играет важнейшую роль в определении ожидаемой продолжительности жизни. (Период полураспада — это время, за которое распадается половина данного вещества.)
Сила эластина — одновременно и самая его большая слабость. Поскольку он очень прочен и надежен, организм практически перестает вырабатывать его после полового созревания. Насколько нам известно, эластин вырабатывается только в периоды быстрого роста. Эластин зависит от уникальной химической связи — десмозиновой, которая очень тяжела в производстве. Десмозиновая связь вырабатывается только тогда, когда ваш организм переполнен гормонами и факторами роста, управляющими ее производством — во время жизни в утробе, скачков роста в раннем детстве и в подростковом возрасте. Мать Мэри, конечно, не знала всех этих физиологических подробностей, но она знала, что сложные, деликатные процессы роста в маленьком тельце Мэри зависят от наилучших возможных условий питания. Особенно это относится именно к эластину, потому что из-за сложного состава процесс производства этой жизненно важной ткани очень легко нарушить. По словам доктора Плоппера, «сейчас стало ясно, что различные внутриутробные и ранние постнатальные факторы, например, гипоксия, ограниченное питание и ВМОР [недостаточно просторная матка], могут влиять на распределение эластина».
Мэри росла совсем не так, как Кайл, болезненный малыш, с которым мы познакомились в начале главы. Благодаря тому, что мама и бабушка Мэри делали все правильно — планировали беременность, укрепляли организм, кормили грудью, готовили все сами с нуля, — Мэри оказалась одарена превосходным здоровьем, красотой и счастливой судьбой. Та же самая смесь гормонов и питательных веществ, что подарила Мэри крепкий эластин, обеспечила и сбалансированный рост скелета. Благодаря широкой челюсти и мощным скулам у нее были прямые зубы и прекрасная улыбка. А поскольку оптимальное развитие лица помогает и глазам нормально развиваться, Мэри не нуждалась в очках. Даже сейчас, к изумлению ее окулиста, качественный коллаген в хрусталиках глаз не дает наступить пресбиопии (это возрастное отвердевание хрусталика, из-за которого читать приходится в очках). Мэри всегда любила гулять на солнце, но благодаря противовоспалительной диете не страдала ни от катаракты, ни от макулодистрофии, ни от других дегенеративных болезней, из-за которых мы чувствуем себя старыми.
Даже если вы выросли, не получив оптимального количества омолаживающего эластина, то ваша диета все равно может во многом помочь вам замедлить старение. Для этого можно не только что-то «не делать» (избегать вредных растительных масел, чтобы не дать воспалению уничтожить имеющийся эластин), но и что-то «делать». В 2014 году корейские ученые, изучавшие замедляющие старение свойства традиционного бульона на косточке, обнаружили, что один из компонентов бульона, костный гидролизат, помогает защищать эластин от повреждения ультрафиолетовыми лучами — например, после слишком долгого пребывания на солнце‹‹614››. Они проводили опыты на тканевой культуре в чашке Петри. Другая группа ученых, изучавшая живых мышей, облученных ультрафиолетовым светом, обнаружила, что употребление в пищу гидролизата защищает не только эластин, но и все другие формы коллагена, а также фибробласты, которые производят и поддерживают коллагеновую сетку, которой армирована наша кожа‹‹615››.