Воспаление и пищеварение
Сегодня мы знаем, что состояние иммунитета наполовину зависит от пищеварительной системы. Это может звучать странно, но есть убедительная причина, почему наши тела устроены именно так. Доктор Джеффри Бланд, один из основоположников функциональной медицины, рассказал мне, что в течение своей жизни я съем примерно двадцать тонн посторонних молекул. Вы ничем не отличаетесь от меня, и вашему телу нужен способ преобразовать эти чужеродные молекулы в сообщения, которые оно сможет понять, чтобы определить, кто из них друзья, а кто враги.
Иммунные клетки в пищеварительной системе подают сигнал тревоги, как только сталкиваются с чем-то, что считают врагом. Этот сигнал вызывает воспаление, призванное ликвидировать угрозу. Некоторые виды пищи, например все обжаренное в масле или на углях, содержат химические вещества, которые вызывают воспаление, повреждая митохондрии. Какие-то продукты вредны лишь для некоторых из нас: благодаря конкретным митохондриальным ДНК, ядерным ДНК и воздействию окружающей среды, одни люди более чувствительны к определенной пище, чем другие. Эта умеренная, систематическая воспалительная реакция не то же самое, что острая аллергическая реакция, которая проявляется в форме высыпаний или анафилактического шока. Тот тип воспалительной реакции, который я описываю, является результатом «чувствительности», которая воздействует на митохондрии. При совокупности воздействий столкновение с такими видами пищи может спровоцировать довольно высокий уровень воспаления.
Бактерии или микробы в пищеварительной системе также определяют реакцию вашего тела на определенную пищу. К сожалению, большинство из нас лишились многих видов пищеварительных бактерий в результате употребления антибиотиков, плохих видов жиров и полуфабрикатов. Чем больший вред мы наносим своим пищеварительным бактериям, тем сильнее угрожаем нарушить тонкий баланс иммунной системы и тем скорее начинаем страдать от хронического воспаления.
Когда я брал интервью у Дэвида Перлмуттера, известного невролога и автора книг «Еда и мозг»[55] и «Здоровый мозг»[56] (от души рекомендую обе книги!), он поделился результатами потрясающего исследования, в котором сопоставлялось разнообразие бактерий в пищеварительной системе, наличие паразитов в теле человека и распространенность болезни Альцгеймера. Люди, у которых было меньше видов пищеварительных бактерий и больше паразитов, имели более высокий риск развития болезни Альцгеймера.
Как паразиты или неправильные бактерии могут приводить к болезни Альцгеймера? До последнего времени ученые полагали, что мозг полностью огражден и защищен гематоэнцефалическим барьером, который не позволяет проникать в него циркулирующим в крови частицам. Теперь мы знаем, что пищеварительные бактерии помогают контролировать работу этого барьера, создавая короткоцепочечную жирную кислоту под названием бутират, которая и помогает поддерживать его целостность[57]. Когда пищеварительные бактерии не производят бутират в достаточном объеме, гематоэнцефалический барьер становится проницаемым и позволяет попасть в мозг частицам, которым там не место. Это, конечно, приводит к воспалению, так как организм начинает атаковать незваных гостей. Хорошо, что есть способ заставить пищеварительные бактерии производить больше бутирата и его можно легко (и с большим удовольствием) употреблять, так как его богатый источник — это масло из молока коров травяного откорма.
У истории о том, как пищеварительные бактерии влияют на митохондрии и воспаление, есть и еще одна интересная грань. Митохондрии создают биофотоны — слабые вспышки света, существующие одну квадриллионную секунды. Это часть их способа связываться между собой. Оказывается, пищеварительные бактерии также создают биофотоны. Означает ли это, что они общаются с крошечными потомками бактерий — митохондриями, которые управляют нашими клетками? Я думаю, да, учитывая тот факт, что митохондрии чувствительны к внешним источникам света. Дальнейшие исследования помогут подтвердить или опровергнуть эту теорию.
Исследования, проведенные на мышах, подсказывают, какие именно типы бактерий в пищеварительной системе оказывают влияние на интенсивность воспаления. Когда бактерии мышей с хроническим воспалением и ожирением пересаживали в пищеварительную систему худых мышей, эти мыши начинали потреблять на 10 процентов больше пищи и приобретали инсулинорезистентность. С другой стороны, когда бактерии худых мышей пересаживали мышам, страдающим ожирением, те становились стройнее[58].
Как и у мышей, у толстых и стройных людей популяции пищеварительных бактерий существенно различаются. Пока неизвестно, плохие пищеварительные бактерии вызывают ожирение или ожирение становится причиной появления плохих пищеварительных бактерий[59], но существует доказательство того, что неподходящие виды бактерий в пищеварительной системе провоцируют инсулинорезистентность и воспаление[60]. В свою очередь, воспаление замедляет митохондрии.
В кишечнике людей с хроническим воспалением (как и животных) часто в избытке обитают бактерии из семейства Firmicutes, в числе которых молочнокислая бактерия, встречающаяся в йогурте и большинстве пробиотиков. Вы нуждаетесь в этих бактериях — они одни из самых распространенных, — но, если их слишком много, особенно в сравнении с другим классом бактерий рода Bacteroides, у вас, скорее всего, начнется сильное воспаление. От природы у худых людей меньше Firmicutes и больше Bacteroides.
Bacteroides нельзя купить, как пищевую добавку, но можно легко умножить их количество, потребляя продукты, содержащие их естественный источник питания — полифенол. В главе 3 я упоминал, что полифенолы являются антиоксидантами, которые помогают недавно созданным нейронам остаться в живых. Оказывается, полифенолы не только являются пищей для хороших кишечных бактерий, способствуют росту производительности митохондрий, в частности за счет сокращения высвобождения свободных радикалов, но и стимулируют появление новых митохондрий[61], [62]. Так что добавьте больше этих растительных веществ в свою диету — всего-то делов (ха!).
Когда я узнал о связи между пищеварением и мозгом, то решил взломать свой микробиом. Я успел нанести вред своему пищеварению еще в детстве, когда годами, каждый месяц принимал антибиотики из-за хронического фарингита. Так что я начал экспериментировать со всеми возможными модными пробиотиками, которые только мог найти. Например, я даже обнаружил компанию в Таиланде, которая занималась производством и реализацией яиц паразитов под названием свиной власоглав. Я заказал эти яйца и проглотил их, чтобы те вывелись в моем пищеводе. Паразиты должны были прожить внутри меня шесть недель. Это называется гельминтной терапией, и некоторым людям это помогает наладить пищеварение и значительно сократить воспаление во всем теле. Со мной это не сработало, но каждые две недели на протяжении всего времени, пока я писал эту книгу, я глотал до шести личинок крысиного ленточного червя HDC (Hymenolepis diminuta cysticercoid) в качестве части продолжающегося протокола лечения аллергии. Еще один гость на радио Bulletproof, доктор Сидни Бейкер, продвигает этот метод для уменьшения воспаления. Это может звучать довольно экстремально — впрочем, так оно и есть. Не волнуйтесь, гельминты не входят в программу нашего биохакинга. Но я думаю, это потрясающе: находиться на передовой новых открытий о связи между пищеварением и мозгом.
Несмотря на все эти радикальные опыты, я заметил, что лучше всего на мою производительность влияло добавление в рацион богатого бутиратом сливочного масла из молока коров травяного откорма и блюд, богатых полифенолом. Увеличение потребления этих суперпродуктов помогло мне сохранить оболочку пищевода и одновременно уменьшить воспаление в мозге.
Каждый день мы все больше узнаем о связи между мозгом и иммунной системой. Совсем недавно ученые Медицинской школы при Виргинском университете опубликовали результаты нового открытия: оказывается, наш мозг напрямую связан с иммунной системой посредством особых лимфатических сосудов, о существовании которых мы раньше не знали[63]. Исследователи говорят, что эти сосуды было сложно заметить, поскольку они располагаются вблизи крупного кровяного сосуда в пазухах носа — области, которую сложно рассмотреть на стандартных медицинских снимках.
До этого медицинские вузы долго учили, что цитокины — воспалительные молекулы, которые наносят вред мозгу, — оказывают на него влияние лишь в том случае, если они преодолевают гематоэнцефалический барьер. Последнее же считалось невозможным. Теперь мы знаем, что между мозгом и иммунной системой существует прямая связь.
Пусть это все еще развивающаяся область науки, но связь между тем, что вы едите, и производительностью вашего мозга уже доказана. Как только вы проглатываете что-то, вызывающее воспалительную реакцию, либо что-то токсичное для ваших митохондрий, или что-то, к чему вы чувствительны, митохондрии расплачиваются за это, а ваш мозг страдает. После того как воспалительный процесс утихнет, митохондрии смогут восстановиться, и мозг снова начнет функционировать на полной скорости, возможно, впервые в вашей жизни.