507

Биохакинг мозга

Мусорный свет так же вреден, как фастфуд

Мусорный свет так же вреден, как фастфуд

Сегодня мы подвергаемся воздействию света неестественного спектра больше, чем когда бы то ни было. Назовем его мусорным светом. Когда-то мы нечаянно испортили свое здоровье, начав играть с природой и преобразовав пищу в фастфуд. Теперь мы портим свое здоровье, изменяя природные источники освещения и создавая мусорный свет. Митохондрии плохо его переносят, потому что они эволюционировали при ином свете.

Скорее всего, от меня вы впервые узнали о мусорном свете, хотя несколько энтузиастов уже много лет распространяют о нем информацию. Один из них, Джон Отт, обнаружил опасность, которую несет свет определенных частот, еще в 1961 году. Тереза Уили, автор бестселлера Lights Out, почти пятнадцать лет назад предупреждала о том, что неправильное освещение вредно для здоровья.

Впервые об оптических частотах и их воздействии на живые существа я узнал, когда еще был подростком. У меня был домашний самец игуаны по кличке Скиппи, благодаря которому я выяснил, что если не держать его под определенным спектром света, он погибнет. Скиппи неплохо себя чувствовал под обычным солнечным светом, но дома, чтобы выжить, ему нужна была специальная ультрафиолетовая лампа для рептилий. В то время я удивлялся, почему свет не играет для людей такой роли, как для ящериц. Я думал, что причина в том, что мы куда более развиты. Но оказывается, мы не так уж отличаемся от Скиппи, если не брать нашу способность мыслить, в чем мы, конечно, намного его опередили! Свет для нас очень важен, но до последнего времени мы не знали, насколько сильно и что важен именно для митохондрий.

Нашим клеткам и митохондриям необходим солнечный свет. Но во вполне понятном стремлении беречь электроэнергию мы, к сожалению, создали сочетание оптических частот искусственного света, которые наши тела не признают. Мы удалили инфракрасное излучение, необходимое большей части живых существ, в том числе митохондриям.

В последние тридцать лет мы начали полностью избегать ультрафиолетовых лучей А и В спектра (UVA- и UVB-лучей), чего не случалось ранее в человеческой истории. А ведь они воздействуют на нашу биологию. Мы блокируем эту часть спектра вездесущими стеклами с фильтрами — в автомобилях, в солнечных очках. Мы защищаем от него кожу с помощью кремов. В результате страдает все наше тело, потому что глаза — не единственный орган, который воспринимает свет. Кожа также поглощает свет, напитывая им клетки и митохондрии. У наших прадедов не было специальных стекол, они реже носили солнечные очки и не пользовались защитными кремами, при этом у них реже развивался рак кожи, а митохондрии были лучше, чем у нас.

Да, есть серьезные причины отфильтровывать часть ультрафиолетовых лучей А и В. Это очень сильный свет, и имеет смысл беспокоиться о его связи с раком. Результатом сильного воздействия ультрафиолета на кожу может стать солнечный ожог, а на глаза — необратимое их повреждение.

Казалось бы, раз слишком много ультрафиолета — это вредно, то мы должны полностью его избегать, чем мы и занимались. Но выяснилось, что телу, чтобы правильно функционировать, ультрафиолетовые лучи все-таки необходимы. Ультрафиолетовые лучи спектра В активируют выработку витамина D, помогают сбалансировать циркадный ритм — физиологический процесс, благодаря которому вы знаете, когда спать, а когда просыпаться. Доктор Стефани Сенефф из Массачусетского технологического института объяснила мне, что ультрафиолетовые лучи В преобразовывают витамин D в его активированную, сульфатную форму. Так что недостаточно просто купить себе витаминов, их нужно активировать, а для этого бывать под настоящим солнечным светом (или под высококачественной ультрафиолетовой лампой).

Новые источники искусственного света, такие как белые светодиодные лампы (LED) и компактные флуоресцентные лампы (CFL), не создают свет, который нужен нашему телу и мозгу. Искусственное освещение лишило нас большей части инфракрасного, красного и фиолетового спектров, которые присутствуют в естественном солнечном свете. При этом синюю часть спектра мы усилили до предела, а его переносить мы не способны (об этом подробнее чуть позже). Человечество проделало огромную работу в части создания энергосберегающего освещения, но те же инновации создали энергетический кризис в наших митохондриях.

Это и есть мусорный свет. Мы избавились от некоторых биологически необходимых частей спектра, чтобы сберечь электроэнергию, и усилили свет, который вызывает у организма стресс.

Во флуоресцентном освещении гораздо больше синего света, чем в свете от лампы накаливания или солнечном. Вот почему никто на Земле не любит жить при флуоресцентном освещении. Новые белые светодиодные лампы, которые заполнили наши города и дома, кажутся белыми, но они излучают в пять раз больше синего света, чем естественное освещение, и вообще лишены инфракрасного и красного спектра.

На обработку синего света митохондрии тратят много лишней энергии, которая сжигает кислород и провоцирует высвобождение свободных радикалов в клетках глаз. Недавние исследования доказали наличие связи между синим светом и повреждением клеток. Так, в 2005 году выяснили, что синий свет «способен провоцировать дисфункцию клеток вследствие выхода активных форм кислорода в ДНК, что вызывает старение клеток, провоцирует возникновение патологий, связанных со старением, и онкогенез [образование опухолей]»[197]. Еще одно исследование показало, что синий свет изменяет форму митохондрий и служит причиной образования стрессовых белков в глазах, которые, по всей видимости, связаны с дегенерацией макулы (повреждением центральной части сетчатки, которое часто приводит к потере зрения)[198][199].

Дегенерация макулы — основная причина слепоты в развитых странах. Ею страдают более трети людей старше семидесяти пяти лет, включая и моего отца. Этот побочный эффект мусорного освещения мне кажется особенно пугающим. Я уверен, что обширное и беспрецедентное изменение освещения в помещениях и появление экранов мобильных устройств способно запустить огромную волну дегенеративных изменений в макуле в гораздо более раннем возрасте, чем сейчас.

Разработчики современного освещения не задумывались о биологических последствиях замещения уличного и домашнего освещения на светодиоды. Перед ними стояла цель обеспечить долговечность ламп и экономию электроэнергии, ради которой пришлось отказаться от более дорогих ламп накаливания, а человечеству расплачиваться за это здоровьем.

Честно говоря, воздействие высококачественного света также вызывает образование свободных радикалов, но между побочными эффектами высококачественного освещения полного спектра и мусорного света есть существенные различия. Свободные радикалы, которые высвобождаются под действием высококачественного света, вынуждают клетки производить больше антиоксидантов для очистки от них. Митохондрии способны убирать за собой, если отходов не слишком много.

Синий же свет высвобождает дополнительные свободные радикалы, но не дает сигнала об увеличении выработки антиоксидантов. Лишние радикалы не двигаются к ядру клетки, а остаются под ее оболочкой, в результате в макуле глаза начинаются дегенеративные процессы, митохондрии вырабатывают меньше энергии, вы стареете.

Еще раз: если вы сидите под яркими светодиодными и флуоресцентными лампами, вы начинаете стареть.

Все еще хотите сэкономить несколько долларов на электричестве с помощью этих «полезных для окружающей среды» светодиодных лампочек? Для вашей личной среды они не очень полезны. Мы не приспособлены жить под таким типом мусорного света. Кстати, еще несколько сотен лет назад мы даже не могли видеть синий[200]. У древних цивилизаций не было слова для его обозначения. В «Одиссее» Гомер описывал море как «винно-темное». Слово для обозначения синего цвета появилось последним в большинстве языков, включая греческий, китайский, японский и иврит. Судя по всему, раз у людей не было названия для цвета, то они и не воспринимали его так, как мы сегодня. Синий — современное изобретение, и нашему мозгу сложнее всего его интерпретировать.

Итак, откуда же берется этот вредный синий свет? Основной его источник — цифровые устройства, на которые мы смотрим в течение всего дня. Мусорный свет от смартфонов, планшетов, ноутбуков, электронных книг (и светодиодных ламп в помещениях) поступает прямиком в наши глаза, оттуда в мозг, где повреждает клетки и снижает нашу производительность.

Флуоресцентные и светодиодные лампы также вызывают сокращение NAD в митохондриях глаз, что со временем может привести к близорукости. В краткосрочной перспективе такого типа стресс для глаз утомляет наш мозг.

Источники света регулируют циркадные ритмы. Растения, животные, грибы и даже бактерии — все они имеют двадцатичетырехчасовой циркадный ритм. В глазах есть особые сенсоры, которые контролируют время сна. Эти сенсоры активируются при длине волны 480 нанометров — телефон, ноутбук, телевизор и любая светодиодная лампа в доме испускают свет именно этой длины волны. Как только он попадает в глаза, каждая из десяти тысяч митохондрий в клетках расплачивается за это. Производство энергии замедляется, высвобождается больше свободных радикалов, меняется структура содержащейся в них воды. Это вызывает воспаление и негативно влияет на сон, не позволяя нам легко и крепко заснуть. Это скользкий и плохо освещенный путь на дно.

Воздействие искусственного света в ночное время также негативно влияет на циркадный ритм. Когда вы находитесь под дневным светом, тело вырабатывает серотонин — нейротрансмиттер «хорошего настроения» и преобразует его в мелатонин — гормон, который помогает нам спать. Если вы не получите достаточно дневного света, вам не хватит мелатонина, чтобы хорошо спать ночью. Вам будет сложно заснуть и, скорее всего, не удастся погрузиться в самую восстанавливающую, самую глубокую фазу сна. О, и к тому же низкий уровень мелатонина связывают с риском возникновения рака!

Многие люди думают, что спят достаточно, если ложатся в одиннадцать и встают в семь. Это ведь восемь часов сна, верно? Так почему же их не переполняет энергия? Потому что главное — качество сна, а не его количество. Воздействие искусственного света после заката солнца замедляет выработку мелатонина, не позволяет качественно выспаться и к тому же способствует набору веса[201]. Недостаток сна и набор веса совместно подавляют производительность митохондрий. Ну а если нет энергии — мозгу плохо. Проще говоря, мусорный свет равен мусорному сну.

Существует два способа ограничить вредное воздействие мусорного света, я подробно расскажу о них в следующих частях главы. Первое — сократить воздействие синего света. Второе — увеличить воздействие источников высококачественного света, чтобы компенсировать избыток синего спектра. Лучше всего для этой цели подходит солнечный свет, но не у всех есть возможность проводить время на улице. Не волнуйтесь, можно наслаждаться жизнью и отлично себя чувствовать, даже если не хватает солнца.

Похожие книги из библиотеки