Потеря времени или здоровья?
Говорят, Томас Эдисон, изобретатель электрической лампочки, считал, что большинство людей спят в 2 раза больше, чем необходимо, и что лишний сон вредит здоровью и снижает производительность труда. И Эдисон подарил миру лампочку, превратившую ночь в сплошной день. Изобретатель был не одинок в своем стремлении выиграть теряемое на сон время. Подумать только, 1/3 жизни тратить на бесполезное лежание в кровати! Такой же точки зрения придерживался и Наполеон, считавший сон вредной привычкой.
Многое в работах о сне, относящихся к началу ХХ века, основывалось на следующем постулате: «человек в ходе эволюции преодолел рамки природных ограничений». Современные люди якобы «переросли» потребность в длительном сне и способны сами управлять своей физиологией. И даже один из основоположников теории сна Натаниэл Клейтман в 1939 году в своем труде «Сон и бодрствование» рассуждал о том, что сон – это негативное отклонение от нормы, ненужное людям состояние, убивающее время. Ученый утверждал, что бодрствование является основным способом существования здоровых взрослых людей. Во время бодрствования мы активно работаем, общаемся, реализуем наши желания и цели. Словом, бодрствование и только бодрствование и есть наша жизнь.
Приверженцы короткого сна обрели массу единомышленников и последователей.
Многие современные люди не желают мириться с «сонными» потерями. А некая страховая компания, отдавая дань моде, даже установила солидное вознаграждение за демонстрацию жизни без сна в течение года. Специалист по сну, английский психиатр Освальд, наблюдал в лаборатории за одним из претендентов на награду, который действительно в течение нескольких суток спал всего 20 минут. Но спустя 4 суток «герой» не выдержал и провалился в беспамятство. Разбуженный через 2,5 часа, он потом еще не раз впадал в сон. Симулировать длительную бессонницу, увы, не удалось.
Уделяя сну 7–7,5 часов, как это делает большинство современного трудового люда, мы «выигрываем» 1,5–2 часа в сутки, а в год – целых 500–700 часов, если считать за норму 9 часов. За всю жизнь набегает до 30 000 часов «недосыпа».
Мы живем в искусственном мире с искаженным световым днем, изолированно от ночной темноты и естественного дневного света, так как в основном и в большинстве своем проводим рабочий день в помещении.
О грозных последствиях подобных длительных «подвигов» еще в 1959 году пытался узнать всемирно известный ведущий Питер Трипп, который провел беспрерывный 200-часовой радиомарафон, а также в 1965 году обычный юноша из Сан-Диего Рэнди Гарднер, 11 суток не смыкавший глаз. И каковы же были результаты этих экспериментов? Нью-йоркского шоумена и радиокомментатора Питера Триппа после 3 дней без сна стали преследовать кошмары: он видел пламя, вырывавшееся из ящика стола, ему грезились то ли гусеницы, то ли змейки, облепившие костюм, и кролики, заполнившие радиостудию. По окончании бессонного марафона Триппа несколько месяцев преследовала депрессия.
Студент же Рэнди Гарднер, решившийся на такой эксперимент в качестве самопознания, выдержал без сна целых 11 суток (264 часа). За это время юношу настигали галлюцинации, у него отказывала память, он не мог вспомнить, что ему говорили 5 минут назад, представлял себя афроамериканцем, становился раздражительным и капризным. Затем, проспав после окончания опыта около суток, парень почувствовал себя хорошо отдохнувшим и здоровым. Но отголоски полученных расстройств преследовали его еще долгое время.
Комитет по регистрации рекордов Гиннесса в дальнейшем отказался от утверждения подобных достижений именно из-за угрожающих здоровью последствий. У всех участников подобного рода испытаний, как и в вышеприведенных случаях, отмечались галлюцинации, нарушение умственной деятельности, концентрации внимания. Постепенно искажалось восприятие действительности, резко ухудшалась способность двигаться. Люди ели больше обычного, поначалу прибавляя в весе, затем начинали худеть. Ведь организм вырабатывал меньше гормонов, с помощью которых сжигаются лишние калории. После 2-3-дневной искусственной бессонницы температура тела у экспериментаторов снижалась на 0,5 градуса в сутки.
Многочисленные опыты не только не доказали возможности беспрерывного бодрствования, а наоборот, подтвердили необходимость сна.
Институт молекулярной биологии и биофизики Сибирского отделения Российской академии медицинских наук предлагал участникам добровольных испытаний продержаться без сна с пятницы до воскресного вечера. Из каждых 4 человек это удавалось только одному – остальные испытуемые спали, что называется, «с открытыми глазами».
В ходе различных опытов было установлено, что, промаявшись без сна 2–3 суток, большинство людей буквально готовы «заснуть на ходу». Они становятся невнимательными, теряют память, у них снижается острота зрения и нарушается восприятие цвета. И выглядят эти смельчаки как пьяные. На пятые сутки у людей начинаются галлюцинации, а после 11 бессонных ночей психика полностью расстраивается, сон и явь воспринимаются сознанием неадекватно. В организме сбиваются биохимические процессы, плохо усваивается глюкоза, что грозит сахарным диабетом, повышается давление, увеличивается количество стероидных гормонов (физиологически активных веществ), натрия и калия, вырабатываются вещества, близкие по составу к серотонину и наркотику ЛСД. И если опасный рубеж перейти, то человек уже может не проснуться никогда.