По зову предков (сегментированный сон)

Пробуждение ночью – одна из самых «популярных» жалоб на бессонницу. В 2002 году преподаватель университета Эмори в Атланте Кэрол Уотмен, занимающаяся сравнительными исследованиями различных культур, обнародовала удивительные результаты своей работы о традициях сна у нескольких примитивных племен. Не связанные с западной цивилизацией и европейской культурой современные народности Полинезии и Африки предпочитают спать большими группами, чтобы быть всегда начеку и чувствовать себя в безопасности от нападения врагов или диких зверей. Эти люди, готовые немедля вскочить по сигналу тревоги, собравшись вокруг костра, спят чутким сном прямо на земле или звериных шкурах. Они верят в злые чары, колдовство и привидения, которые оживают ночью. А время для сна у многих примитивных племен определяет смена дня и ночи, света и тьмы. Границы между сном и бодрствованием размыты. Разбуженные звуками голосов, люди могут присоединиться к разговору, а затем снова задремать.

Боевая готовность к пробуждению и ночные перерывы сна, как теперь выясняется, были присущи нашим предкам.

Они ложились на закате и вставали с зарей. Зимой, когда времени для отдыха становилось слишком много, наши прародители могли засыпать и просыпаться несколько раз за ночь. Летом они предавались сну на свежем воздухе, где было прохладно, а солнечный свет будил их в соответствии с привычным укладом жизни. Историк Роджер Экирк в книге «В конце дня. Сон в века минувшие» представил собранные им документальные и литературные свидетельства о том, что до XVII века люди спали ночью с перерывами, своеобразными порциями. Цитируя старинные дневники, протоколы судебных заседаний, антропологические труды, медицинские книги и художественные произведения (всего собранных документов было более 500), ученый показал, что ночное бодрствование прежде было обычным явлением. Эти данные как нельзя лучше подтвердили эксперименты американского психиатра из Мэрилендского центра психиатрических исследований Томаса Вера в конце ХХ века. Он «инсценировал» сон людей той эпохи, когда не было ни телевидения, ни электричества. Ученый попытался выяснить, что происходит в организме человека в условиях долгой ночи, устроив эксперимент с добровольцами, которые в течение месяца с 6 вечера до 8 часов утра были лишены естественного и искусственного света, то есть по 14 часов проводили в темноте, как их далекие предки, первобытные люди.

Первоначально испытуемые, адаптируясь к новым условиям, спали на 17 часов, что больше обычного. Затем через 3 недели их сон начал стабилизироваться, достигнув 8 часов 15 минут. Но структура сна не была однородной. После 6 часов вечера добровольцы сначала лежали без сна 1–2 часа, затем засыпали на 3–4 часа, потом снова просыпались и находились в состоянии покоя 1–2 часа, а затем спали еще 3–4 часа. И такой цикл продолжался до 8 часов утра.

Таким образом, американским ученым было установлено, что человеческий режим сна, сходный со сном животных, имеет естественную природу.


— AD —

И этот режим возвращается к людям преклонного возраста, для которых характерен сон, перемежающийся периодами покоя. Возможно, с годами просто труднее противостоять природе, отсюда и тяга к дремоте.

Томас Вер пришел к выводу, что современное представление о 8-часовой норме беспробудного сна – миф. Для организма куда естественнее физиологичный прерывистый сон. Так появилась современная теория сегментированного или двухфазного сна, которая находит все больше подтверждений. Привычка просыпаться посреди ночи – физиологическая особенность людей. Приблизительно через 2 часа после заката начинается 1-й 4-часовой сон. Затем идет период полудремы, когда человек находится в расслабленном состоянии и делается легковнушаемым. В этот промежуток времени люди раньше вели неспешные беседы, молились, читали, словом, спокойно отдыхали, размышляя о происшедшем за день. Оптинские старцы недаром называли засыпание «тонким сном», когда можно решить многие эмоциональные проблемы и задачи самосовершенствования.

Привычка после паузы переходить к утреннему сну – древнейший инстинкт человека, дань биологической природе ритма жизни. 2-й за ночь сон достался нам в наследство от далеких предков. Это было связано с тем, что раньше поутру, с восходом солнца, человек должен был идти на охоту. Ведь освещение жилища, даже богатого, с помощью свечей было слишком разорительной роскошью.

Современный режим сна, ограниченный четкими временными рамками, был навязан нам обществом и организован в соответствии с требованиями работы промышленности.

Такой режим начал складываться с XVII века. И уже через 200 лет, с появлением уличного освещения и доступностью искусственного света в домах, ночь утратила свое былое предназначение. Сначала от «порционного» сна отказались высшие слои горожан Европы, а потом и все западное общество стало пренебрегать двухфазным сном. Тратить время на «бессмысленное» провождение в постели с ускорением темпа жизни стало казаться нерациональным и вредным. К концу XVII века освещение обрели 50 городов Европы. С воцарением торжества электрического света исконные законы природы постепенно сошли на нет, а 8-часовая норма сна закрепилась в сознании общества и обрела законный статус вопреки заветам наших пращуров.

Из-за искусственного освещения и возможности заниматься чем-то после захода солнца спим мы теперь примерно на 1,5 часа меньше, чем наши предки 100 лет назад. Пытаясь как-то компенсировать эту нехватку сна, человек кое-как приноровился за 300 лет к спрессованному в 1 блок ночному отдыху. И все же генетическая память о «порционном» сне прорывается в нашу действительность. Может, нынешняя «эпидемия бессонницы» как раз и объясняется нежеланием уважать собственную биологическую природу? Мы впадаем в панику, стоит нарушить принятое за аксиому правило беспрерывного сна. Опасное нездоровье мерещится, стоит ночью открыть глаза. Вместо мечтаний, отдыха и расслабляющего «ничегонеделания», на которые обычно не остается времени днем, человек изводит себя, поддаваясь тревожности, депрессии, стрессу или алкоголизму.

Однако следы естественного режима сна и бодрствования кое-где обнаруживаются в сегодняшней бытовой практике. Свои модели сна в культуре разных народов нашлись не только у далеких от цивилизации первобытных народов Новой Гвинеи или острова Бали, где человеку противопоказано спать одному, без защиты соплеменников. В Бразилии, например, никто не загоняет детей на боковую в определенное время, их преспокойно укладывают где попало среди веселой шумной вечеринки, заметив, что у отпрыска слипаются глаза. Дети участвуют и во множестве ночных религиозных обрядов в разных странах.

В Испании, как известно, от недосыпа спасаются с помощью сиесты. И некоторые исследования свидетельствуют о том, что люди, отдыхающие днем, работают более продуктивно. А многие врачи-психиатры отмечают, что если им удается убедить своих подопечных в том, что ночные «бессонные окна» естественны для человека, то проблемы с расстройством ночного режима у людей исчезают. Может, хорошо забытый, старый сегментированный двухфазный сон и есть новое правильное решение для победы над стойким заблуждением?

Похожие книги из библиотеки