Сердечно-сосудистые заболевания
Многие считают, что сердечно-сосудистые заболевания сродни гриппу или простуде, которые может подхватить любой. Мы привыкли объяснять повышенное давление крови или зашкаливающий уровень холестерина тем, что не зависит от образа жизни: например, наследственностью. Как часто приходится слышать: «У моей бабушки было высокое давление, поэтому неудивительно, что у меня такое же. Придется принимать таблетки». И хотя гены действительно могут сыграть роль в развитии некоторых заболеваний, высоким давлением упомянутая бабушка обязана, скорее всего, неправильному питанию.
Недавно Национальный институт сердца, легких и крови США опубликовал результаты 10-летнего исследования, посвященного здоровью сердечно-сосудистой системы американцев. Статистика неутешительна: по данным института, почти все мужчины старше 65 и женщины старше 70 лет, которые выросли на традиционной, богатой мясом западной диете, уже страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями в той или иной форме.
Чаще всего причиной ишемической болезни сердца становится холестериновая (атеросклеротическая) бляшка – жировое отложение на стенке артерии. Здоровые артерии – крепкие, эластичные, выстланные изнутри эндотелием: похожим на тефлон веществом, который покрывает стенки сосудов гладким слоем. Употребление жиров и холестерина со временем приводит к тому, что эндотелий становится липким и образуется бляшка. Из-за этого сосуд сужается, что затрудняет ток крови, разносящей по телу кислород и жизненно важные питательные вещества. Давление крови поднимается, а при блокаде сосудов наступает остановка сердца. Если холестериновая бляшка лопается, в кровь попадают ядовитые вещества. Тромбоциты пытаются их нейтрализовать, затыкая место разрыва. Образуется тромб. Если он полностью закупоривает сосуд, к сердечной мышце перестает поступать кислород, что, в свою очередь, приводит к инфаркту и даже внезапной смерти.
Уже есть препараты (например, нитроглицерин), которые помогают большему объему крови достигать сердца, искусственно расширяя сосуды. Это смягчает симптомы, но не решает основную проблему. Расширенные артерии лишь превращают бляшки в бомбы замедленного действия.
Представьте, что у вашего автомобиля спускает колесо, но вы продолжаете ездить на нем на работу. Можно, конечно, каждое утро его подкачивать, но разве не разумнее залатать дыру? Ведь ездить с проколотым колесом будет все опаснее, а в один прекрасный день оно лопнет где-нибудь посреди оживленной трассы.
То же применимо к организму человека. Что можно сделать с нашим спускающим колесом, то есть скоплением холестериновых бляшек в крови? Ответ прост: исключите из рациона пищу животного происхождения. Она перегружена жиром и холестерином – готовым строительным материалом для болезни сердца. Поглощая животную пищу, мы засоряем 96,5 тыс. км кровеносных сосудов – вен, артерий и капилляров, – по которым кровь должна течь свободно, иначе человек не сможет жить.
Растительная же пища не способствует отложению бляшек и содержит полезные для сосудов вещества, способные обратить вспять развитие сердечных заболеваний.
Почему? Во-первых, в здоровой диете на основе растений практически отсутствуют жиры и холестерин – главный компонент закупоривающих артерии бляшек. Как только эти «стройматериалы» перестают наводнять кровеносное русло после каждого приема пищи, в организме запускаются восстановительные процессы, в ходе которых стабилизируются уже имеющиеся бляшки, падает уровень холестерина в крови, а к стенкам сосудов естественным путем возвращается эластичность.
Сильнейший аргумент в пользу перехода на растительную пищу – «Китайское исследование» Колина Кэмпбелла, который 30 лет изучал здоровье и пищевую культуру 6,5 тыс. китайцев в 65 деревнях. Подводя итоги, он заключил, что мужчины-американцы в 17 раз более склонны к смерти от сердечно-сосудистых заболеваний, чем китайские крестьяне. В отдельных областях Китая с преимущественно растительной диетой ученые не смогли выявить ни одного случая смерти от сердечно-сосудистых заболеваний на более чем 100 тыс. свидетельств. У среднестатистического американца уровень холестерина в крови превышает 200 мг/дл, а у участников исследования он составляет 81–135 мг/дл. Доктор Кэмпбелл пришел к выводу, что рацион из цельных растительных продуктов может существенно замедлить, а порой и обратить вспять развитие хронических заболеваний.
Но и это еще не всё. Доктор Колдуэлл Эссельстин-младший обобщил 20 лет исследований на базе Кливлендской клиники в книге «Суперсердце»[5] и показал, что растительная диета без масла помогает не только в профилактике сердечно-сосудистых заболеваний, но и в борьбе с ними. По словам доктора Эссельстина, бляшки не формируются, пока не поврежден эндотелий, выстилающий артерии. А он страдает всякий раз, когда человек ест мясо, рыбу, курицу и молочные продукты.
Терри Мейсон, доктор медицины
ДОКТОР ТЕРРИ МЕЙСОН – руководитель медицинской службы в системе здравоохранения и больниц округа Кук. В его ведении отдел здравоохранения, три больницы, центр для изолированного содержания несовершеннолетних преступников, тюрьма округа Кук и 16 амбулаторных клиник (в некоторых из них лечат пациентов с ВИЧ/СПИДом или венерическими заболеваниями).
Мейсон вырос и получил образование в Чикаго. Он поступил в колледж при университете Лойола, продолжил обучение на медфаке Иллинойсского университета. В качестве резидента в Больнице Майкла Риза он специализировался на урологии. Получив профессиональную сертификацию, Мейсон 25 лет проработал урологом и в 2005 г. был назначен уполномоченным представителем Министерства здравоохранения в Чикаго. Он уделял большое внимание пропаганде здорового образа жизни для борьбы с хроническими заболеваниями.
Еще один аспект деятельности Мейсона – вдохновляющие беседы об устройстве здорового сообщества. Он ведет радиопередачу «Домашний доктор» и часто выступает на телевидении и по радио.
Мейсон долго шел к своему рациону, на 98 % состоящему из растительной пищи (иногда он потребляет яичный белок). По долгу службы ему приходилось иметь дело со сложными медицинскими проблемами, в частности импотенцией, специалистом по которой он и является.
«Я обнаружил прямую связь между проблемами с эрекцией и сердечно-сосудистыми заболеваниями у мужчин. Мы обсуждали это на совместном семинаре урологов и кардиологов, организованном Американской медицинской ассоциацией, и попытались понять связь между сердечно-сосудистой и эректильной патологией. Вскоре мы нашли общий элемент: разрушение клеток эндотелия. Эндотелий – это тонкий слой клеток, выстилающий стенки сосудов.
В мужском половом члене больше клеток эндотелия на единицу объема, чем в любом другом органе. Поэтому все, что нарушает функции эндотелия, в первую очередь аукнется проблемами с пенисом. Внимательно изучив рацион среднестатистического американца, мы обнаружили прямую зависимость между процентом поврежденных клеток эндотелия и употреблением большого количества мяса, жирной и высококалорийной пищи при малоподвижном образе жизни. Все это отрицательно сказывалось и на сердце, и на мужском достоинстве.
Ежегодно миллионы людей гибнут от рака и сердечно-сосудистых заболеваний. “Виновников” три: курение, малоподвижный образ жизни и неправильное питание. Нужно бороться со всеми тремя проблемами, и лучшее оружие против последней – растительная диета. Нужны радикальные меры: инициатива, даже спущенная сверху, потребует такой реструктуризации базовых элементов, после которой поступать правильно станет проще, а дурно – сложнее. Государству следовало бы вложить столько средств, сколько потребуется, чтобы сделать овощи и фрукты более дешевыми и доступными, а людей научить правильно их готовить.
Сейчас мы на грани катастрофы. Нельзя продолжать вести себя как ни в чем не бывало и ждать, когда что-то изменится. Это безумие!»
Энтони и Эвелин
В СОЗДАНИИ ФИЛЬМА «Вилки вместо ножей» приняли участие многие из тех, кто на личном опыте убедился в эффективности растительной диеты. Некоторым из них она спасла жизнь, даже если переходу предшествовала долгая болезнь.
Среди тех, кто поделился своими историями, – Энтони Йен и Эвелин Освик. Оба они перенесли несколько тяжелых коронарных приступов (инфаркты и последующее шунтирование) и долгие годы страдали от болей в груди. Оба всю жизнь неправильно питались, и обоим врачи предложили только поддерживающее лечение.
Эвелин вспоминает разговор со своим бывшим лечащим врачом-кардиологом после второго инфаркта. «Я сказала ему: “Вы что, предлагаете мне сесть в кресло-качалку и ждать своего часа?” А он ответил: “Да, именно это я и предлагаю”. Представляете?»
У Энтони при рождении были все условия для того, чтобы избежать сердечно-сосудистых заболеваний. Он родился в Китае более 70 лет назад и вырос на традиционных блюдах местной кухни, включающей в основном овощи, рис и суп. Мясо употреблялось редко, скорее в качестве приправы, чем огромного основного блюда, как принято на Западе.
Потом, однако, юный Энтони переехал в США, где стал успешным предпринимателем. Он начал питаться так же, как и все вокруг: отбивными, чизбургерами и пиццей вместо цельных растительных продуктов. Вскоре он начал полнеть. Работа обязывала его часто появляться на деловых ужинах, а это означало бесконечную череду устриц, ростбифов, стейков и блюд с креветками.
Эти кулинарные излишества в итоге вызвали стенокардию (боль в груди), и Энтони обратился к врачу. Последовали кардиограмма, ангиограмма, диагноз «частичная закупорка артерий», а затем операция на открытом сердце с использованием пятикратных шунтов – все это в возрасте 55 лет.
Операция не дала ничего, кроме новых болей в груди неделю спустя. К счастью, специалист-кардиолог направил Энтони к доктору Колдуэллу Эссельстину, который быстро перевел своего нового пациента на растительную диету.
Эвелин в свои 70 с небольшим не отказывала себе в пончиках, шоколадках, десертах и густых соусах. Она ни о чем не подозревала, пока с ней не случился сердечный приступ прямо в кабинете терапевта, который во время обычного осмотра попросил ее покрутить педали на велотренажере. Вскоре Эвелин провели тройное шунтирование.
Не подававший тревожных сигналов до первой операции организм Эвелин чудом вынес еще пять лет разрушительной диеты, прежде чем сердце отказало вновь. На этот раз шунтирование не было рекомендовано. Эвелин фактически посоветовали тихо доживать свои деньки. К счастью, ее лечащий врач в последний момент вспомнил о докторе Эссельстине, который как раз открывал новую программу питания для пациентов-сердечников. Первая беседа с ним была короткой. Он перечислил продукты, которых впредь придется избегать, и Эвелин сразу приняла решение: «Уж лучше я умру, чем сяду на вашу диету!» – «Что ж, если вам так угодно», – ответил доктор Эссельстин.
Однако вскоре Эвелин поняла, что все же хочет побороться за свою жизнь.
И Эвелин, и Энтони выполняли назначения доктора Эссельстина, который был к ним очень внимателен и подробно объяснял необходимость смены режима питания, а также часами слушал их истории – и медицинские, и жизненные. Как и большинство пациентов доктора Эссельстина, Энтони и Эвелин смогли обратить вспять запущенные заболевания сердца и сосудов. Они не только прожили гораздо дольше, чем предсказывали их лечащие врачи-кардиологи, но и перевалили за ту черту, которую доктор Эссельстин иногда называет «гарантией» для пациентов-сердечников (25 лет или 400 тыс. пройденных километров). А главное, Энтони и Эвелин и по сей день ведут активный образ жизни, общаются с родными и друзьями и делают крайне важную работу.