Быстрый путь к ожирению
В конце 1800-х годов был изобретен один из сильнейших психостимуляторов, поступивший в продажу как средство для похудения в 1937 году. Он мог влиять в головном мозге на работу центра голода и центра насыщения, снижая аппетит. Но основном предназначением этих таблеток являлось лечение серьезных заболеваний нервной системы. Но США и Великобритания во время Второй мировой войны снабжали этим препаратом своих солдат для поддержания боевого настроя, поскольку действие психостимуляторов очень похоже на действие наркотиков. Но такие препараты не только вызывали зависимость, но и напрочь убивали работу центральной нервной системы. В результате тот, кто принимал их для снижения веса, не только худел, но получал вдобавок депрессию, а нередко и склонность к суициду.
Но самое главное, что люди все равно не добивались желаемого результата: даже при таком сильнейшем воздействии на мозг жир покидал тело человека лишь на некоторое время, а после отмены психостимуляторов потерянные килограммы снова возвращались.
Таким образом, опыт показывает, что процесс ожирения населения Земли остановить невозможно. И это неудивительно: человеку никогда еще не удавалось победить силы природы, не получается и повлиять на естественный ход эволюции с ее стремлением обеспечить наш организм солидной жировой прослойкой. А пищевая промышленность не против: каждый год в продаже появляется по пять тысяч новых наименований продуктов!
Недавно было проведено исследование, которое показало, что существует связь между количеством продуктовых магазинов и повышением веса у людей. Проводил его бывший президент европейской ассоциации по изучению ожирения Жан-Мишель Опер. С помощью «Гугл мапс» и «Гугл стрит» он сравнил количество супермаркетов в разных регионах Европы и существующий там уровень ожирения. Где больше магазинов, там и полнеют активней — вывод вроде бы очевидный, но в глобальном смысле страшный: пищевая индустрия полностью подчинила себе человека и руководит им! Люди не в состоянии противостоять засилию еды, которая в избыточном количестве не нужна для выживания.
Из-за большого разнообразия пищи изменились и наши вкусовые рецепторы: они с легкостью подстраиваются под те продукты, которые производит пищевая промышленность. Мы уже не хотим еду без яркого вкуса и насыщенного цвета, а это означает, что нам требуется пища, сдобренная добавками и красителями.
Наши вкусовые рецепторы легко подстраиваются под те продукты, которые производит пищевая промышленность. Мы уже не хотим еду без яркого вкуса и насыщенного цвета — нам требуется пища с добавками и красителями.
Сегодня самой популярной едой является большая, сытная пицца с несколькими ингредиентами. И если когда-то давно приготовление пиццы в Италии было сродни искусству, то сейчас во всем мире это наиболее прибыльный сегмент в общественном питании. Из пяти миллиардов пицц, которые ежегодно делаются в мире, три миллиарда производятся в США, а в Италии всего 720 миллионов. Сколько пицц производят в России, статистики нет, но легко заметить, что волна большой любви к этому продукту докатилась и до нашей страны: количество пиццерий растет, они есть в каждом районе любого города, а операторов по доставке пиццы и вовсе не счесть, потому что пиццу заказывают и на дом, и в офис.
Такая еда кажется не очень дорогой, но на самом деле потребители даже не предполагают, до каких огромных размеров доходит наценка на эту продукцию. Но что такое пицца? Это пшеничная лепешка, немного сыра, мяса и овощей. Средняя стоимость пиццы 600 рублей, а если рестораторы говорят о накрутке до 500 %, то ее себестоимость чуть более 100 рублей.
Фастфудное направление, а пицца тоже к нему относится, стремительно наращивает обороты, и в этом сегменте Соединенные Штаты по-прежнему впереди планеты всей: они еще в 1950-е годы подсели на бургеры, и любовь к ним не прошла до сих пор.
Как правило, меню в общепите формируется вокруг главного продукта — он называется «якорный». И сегодня «якорные» продукты — самые сытные: пицца, бургеры, выпечка, сэндвичи, суши, роллы, хот-доги. Именно их запрашивает потребитель.
Рестораторы говорят, что россияне похожи на американцев своей любовью к простой и сытной еде. Поэтому есть прогнозы, что в нашей стране, как и в США, скоро будет главенствовать фастфуд. И в России, точно так же как на родине фастфуда, постоянно наращиваются порции блюд: в Штатах за последние 100 лет они выросли более чем в два раза! Это связано с конкуренцией — так кафе привлекают посетителей. Но мы и сами хотим есть все больше и больше!
Таким образом полностью удовлетворяются интересы не только рестораторов и населения (одни выгодно кормят, другие досыта едят), но и самой эволюции: человечество накормлено, и это самое главное. Только вот без жировых отложений в этом случае не обойдется.
Можно, конечно, воспользоваться опытом аристократов, только на это уйдет не одна сотня лет. Оказывается, они не поправляются, потому что наследники голубой крови — это единственные люди, кому удалось отстраниться от эволюционной задачи поглощать еду ради выживания. Им, состоятельным людям из поколения в поколение, никогда не было нужно питаться дешевой и максимально сытной едой. Более того, эксперты утверждают, что аристократы выработали культурные механизмы, предотвращающие переедание, — это то, что в целом называется «этикет». Правила этикета диктуют, что есть нужно медленно и не доедать все до конца. Возможно, это работает, потому что среди представителей современных королевских семей действительно трудно найти кого-нибудь с лишним весом.
Правила этикета аристократов диктуют, что есть нужно медленно и не доедать все до конца. Возможно, именно поэтому среди членов королевских семей трудно найти людей с лишним весом.
А люди продолжают толстеть, ставя все новые рекорды. 500-килограммовая египтянка Эман Ахмед Аб эль-Ати впервые за 25 лет покинула свой дом: чтобы ее вынести, разобрали часть стены, а в самолет гигантское тело грузили подъемным краном. Теперь Эман Ахмед Аб эль-Ати едет в больницу, чтобы похудеть. А ведь ей всего 36 лет!
Но ее невероятный вес еще не предел: Кэрол Йегер весила больше 700 кг. Ее внутренние органы отказывали, лишняя жидкость накапливалась в организме и буквально просачивалась сквозь кожу. Каждый месяц женщину эвакуировали в больницу, где она садилась на строжайшую диету, а вернувшись домой, она не только возвращала потерянные килограммы, но и наращивала их. В 34 года Кэрол умерла. На момент смерти ее вес был больше полутоны.
Такие люди не могут ходить: их кости ломаются под тяжестью собственного веса, а жировые фартуки свисают до колен. Они живут без друзей, без путешествий, без секса. Их родственники превращаются в добровольных рабов, чья единственная задача — накормить, убрать и перевернуть ожиревшее тело. Люди с такими формами не в состоянии провести даже простейшие гигиенические процедуры.
Принято считать, что человек сам виноват в появлении лишнего веса, потому что он много ест и мало двигается. Полных детей дразнят в школах и детских садах, а полных взрослых стараются не брать на работу. Повсеместно внедряется идея о том, что лишний вес — это прежде всего пищевая распущенность. Но только ли сами толстяки виноваты в своих килограммах? Кому на самом деле выгодна толстая нация? И для кого важно, чтобы человек бесконечно ел?
У американки Майры Розалис к 30 годам вес был более 500 кг. Она была не в состоянии не только ходить, но даже переворачиваться в кровати. Ее тело было словно обложено гигантскими подушками жира. По мнению врачей, такая стадия ожирения была критической: остановка сердца могла произойти в любой момент. В ежедневный рацион женщины входили пиццы, гамбургеры, картофель фри, литры сладких газированных напитков и большое количество сладостей.
В 2008 году практически неподвижная Майра попала под следствие по подозрению в убийстве двухлетнего племянника. Первая версия произошедшего была ужасающей: ребенок попал под складку жира тети и погиб. Но в этой версии была существенная нестыковка фактов: к этому времени сама тетушка практически не двигалась, а ее жировые складки не мог поднять даже взрослый человек. Причина смерти ребенка вскоре была выявлена: ребенок погиб от жестокого обращения матери, сестры Майры. Ее посадили. А самой Майре, чтобы заботиться о племянниках, пришлось экстренно худеть. Первое, что она сделала — отказалась от фастфуда и сладких напитков. В результате за несколько лет Майра похудела на триста килограммов и продолжает худеть дальше. Вот только самостоятельно сбрасывать лишний вес врачи ей категорически запретили.
Ускорение ритма жизни привело к изменению пищевых привычек людей. В настоящее время ресторан быстрого питания стал обычным явлением: каждую секунду в мире продается 75 гамбургеров, а каждые 4 часа открывается новая точка фастфуда. Эти рестораны ежедневно посещают 68 миллионов человек, и практически каждый, кто хоть однажды там побывал, возвращается туда снова. Люди подсаживаются на фастфуд. Эксперты предположили, что такое привыкание происходит из-за пищевых добавок, которые производители добавляют в свою продукцию.
Бигмак содержит 18 добавок, а чизбургер — 17. Практически во всех пунктах меню есть химия, а рекордсменом является молочно-клубничный коктейль: в нем около 50 химических добавок! Ученые доказали, что дети, которые едят продукты с определенными добавками, скорее всего, будут гиперактивными, импульсивными и не способными сосредоточиться. Но у этих добавок есть и еще одно опасное свойство — они вызывают привыкание. Поэтому ребенок или взрослый очень скоро снова захотят посетить такой ресторан.
Но что именно вызывает пищевую зависимость? Колбасы, консервы, супы быстрого приготовления, чипсы, снеки, пицца, гамбургер — во всех этих продуктах содержится известный многим глутамат натрия — белый порошок без вкуса и запаха, предназначенный для усиления вкуса. Но у него есть еще одно свойство — он усиливает аппетит.
Помните ощущение, когда ты ешь и не можешь остановиться? Думаете, оно возникает от того, что производитель использовал хорошее мясо, натуральные специи и удачный рецепт? Все проще: немного химии, и даже испорченное мясо покажется вам вкусным, и вы уже идете за добавкой. Задача производителя в том, чтобы любой ценой заставить вас покупать их продукцию.
В 2015 году в мире было выпущено 3 миллиона тонн глутамата натрия, а к 2020 году, по мнению производителей, эта цифра удвоится. Эксперты утверждают, что химически синтезированный глутамат натрия может содержаться почти в 80 % готовых мясных и рыбных продуктов. Не это ли причина начавшейся эпидемии ожирения? Загляните в свой холодильник: скорее всего, вы обязательно найдете там продукты с маркировкой Е-621 — так обозначается глутамат натрия.
Американец Майк Хебранко весил больше полутоны. В его рационе была продукция фастфуда, готовые блюда, литры сладкой минералки и килограммы мучных изделий. Его завтрак начинался с яичницы из 10 яиц, бекона и сладкой воды. И это считалось только разогревом перед началом настоящего обеда, а дальше были пиццы, блюда из полуфабрикатов и готовая еда из ресторанов быстрого питания. Когда его вес стал угрожать жизни, Майкл решил похудеть. Для этого он отказался от гамбургеров и пиццы, перестал заказывать готовые блюда и отказался от сладких напитков и мучных изделий. Майк — единственный человек в мире, которому удалось похудеть почти на 400 килограммов, но через некоторое время диета была заброшена.
Перед смертью Майк говорил: «Еда как наркотик: как не бывает бывших наркоманов, так не бывает и бывших толстяков. Фастфуд, пиццы и сладкие напитки доставляют счастье». В 2013 году Майк Хебранко умер. Его вес на тот момент составлял 250 кг.
Теорию о том, что продукты вызывают привыкание, подтвердил Национальный институт наркологии США. Первое место среди таких продуктов-«наркотиков» заняли торты и пирожные, а за ними идут сладкие газировки, бургеры, картофель фри, мороженое, печенье, сладкая выпечка, чипсы, шоколад и пицца.
Ученые бьют тревогу: продукты буквально напичканы химией! При подготовке тушки курицы к продаже ее вес становится почти в два раза больше. Чаще всего это последний этап предпродажной подготовки, но погоня за весом начинается с момента появления цыпленка на свет. Курицу подкармливают антибиотиками, пищевыми добавками и витаминами, а содержат так, чтобы она меньше двигалась и больше ела.
Крупным животным вводят гормоны для ускорения роста, в их еду добавляют дрожжи, препараты, снижающие активность, и различные ферменты, и все это только ради того, чтобы животное максимально быстро набрало массу.
Мясо, буквально напичканное лекарствами, попадает на перерабатывающие предприятия, где есть и свои добавки. В результате продукты пропитаны химией, и бо?льшая часть этих добавок вредна для человека. А самое главное — то, что заставляет животное расти с удвоенной скоростью, точно так же влияет и на человека.
В Европе запрещено использовать вещества, вызывающие увеличение массы животных. В России такого запрета нет. Но при употреблении таких продуктов удерживать свой вес в норме крайне сложно: человек постоянно попадает или на гормоны и антибиотики в мясе, или на химические добавки, которые использовались при промышленной переработке мяса.