Вторичная выгода избыточного веса
Я назвала книгу Я ЗНАЮ О ВЕСЕ ВСЕ… И ДАЖЕ БОЛЬШЕ, подразумевая следующее: Я ЗНАЮ О ВЕСЕ ВСЕ – знаю, что делать, чем помочь. И ДАЖЕ БОЛЬШЕ – и об этом я тоже знаю, но помочь практически не могу. Грустно, но факт.
Сейчас я расскажу тебе вещи достаточно сложные для понимания, но если ты прочла всю книгу, ты умница, продвинутая в психологии личность, не желающая быть жертвой чьих-то манипуляций.
Я расскажу про вторичную выгоду болезней, в частности вторичную выгоду избыточного веса. Работая длительное время в клинике Научно-исследовательского института медицинских проблем Севера, я проводила с пациентами клиники психотерапию. Группа – пациенты с разными патологиями (язвенная болезнь, диабет, гипертония). Я просила их написать на листке бумаги все минусы конкретной болезни, и, как правило, каждый составлял большой список всего плохого, что принесла ему болезнь.
Потом я просила перевернуть листок и написать плюсы болезни. Как правило, большинство людей отказывались что-либо писать, они вообще не понимали, что я от них хочу. Какие могут быть положительные моменты в их болезни? Некоторые вообще уходили из кабинета, отказываясь дальше со мной встречаться, обвиняя меня в бесчеловечности, и сулили мне такую же болезнь, чтобы я поняла наконец-то на своей шкуре все ее плюсы и перестала над людьми издеваться. Но единицы оставшихся все-таки, поразмыслив, записывали некоторые предположения по этому поводу. Кто-то писал, что после того как ему выставили диагноз диабет, он начал меньше пить. Кто-то соглашался с тем, что после каждого гипертонического криза к ней приезжает сын, которого раньше, даже живя в одном городе, она видела крайне редко. Кто-то вспоминал, что руководитель перестал заставлять ее работать сверхурочно. Ну и так далее. То есть у болезни, даже самой страшной, может быть, как это ни странно, вторичная выгода. И пока она, вторичная выгода, сохраняется, то есть человек получает что-то, когда он болен (заботу, внимание или что-то нужное для него), с болезнью справиться очень трудно. Парадокс, но у избыточного веса может быть тоже вторичная выгода. С избыточным весом в такой ситуации работать крайне трудно. Ремиссия может длиться очень короткий промежуток времени. Буду рассказывать на примерах. Имена случайные, но истории реальные.
Сделай это сейчас!
Что такое вторичная выгода? Это когда какая-то проблема или болезнь на бессознательном уровне человеку в чем-то помогает. Например, женщина не умеет строить партнерские отношения с мужчиной, и, когда у нее избыточный вес, она сама для себя и для всех имеет очень четкое объяснение, почему у нее нет личной жизни: «Кому я такая нужна?» Конечно, на уровне сознания она это не принимает и даже думает, что хочет и семью, и партнера, но… Ее вес ей удобен на бессознательном уровне, он (лишний вес) разрешает ей не решать проблему, на которую у нее нет ресурса.
Что с этим делать? Я как психотерапевт знаю, что мои возможности в этом случае сильно ограничены.
Нина Петровна, 45 лет. Очень крупная, рост 178 см, вес 145 кг. Рассказывает историю в личном разговоре, мы с ней случайно вместе отдыхали. Когда-то она похудела на 25 кг, но потом снова набрала вес. Беседуя в самолете, она разоткровенничалась. У нее всегда была очень красивая фигура. 5 лет назад довольно резко набрала вес. Когда ей было 40 лет, у нее случился захватывающий роман с французом – это было во время длительной командировки в Санкт-Петербург. Мужчина был одиноким и предложил ей замужество и, соответственно, переезд. Она была замужем. «Муж неплохой», – грустно вздыхает она. Но финансовое обеспечение семьи на ней. У нее двое детей, тогда им было 13 и 16 лет. Дети заняли сторону отца. «Мой муж – идеальный отец», – снова грустно вздыхает она. Дети сказали: «Тебе надо – ты уезжай». У нее довольно специфический бизнес: его можно вести только в России. На весах стояли безумная любовь и благополучие семьи – психологическое и финансовое. Она выбрала семью. Потом она сильно заболела, был сбой в гормональной системе и резкий, неконтролируемый набор веса. Муж не просто простил, а очень о ней заботился. Тот мужчина периодически ей пишет, говорит, что ждет. Она с горечью говорит, что были минуты такого отчаяния, что она готова была открыть визу, собрать чемодан и бросить все и всех – бизнес, детей. Но дети растут, их надо учить, и платно. Муж вообще перестал зарабатывать. Потом парализовало маму, и за ней тоже нужен был уход. Потом этот лишний вес… «Теперь я точно знаю, что в таком виде я ему не покажусь, пусть меня хоть убьют».
Понимаешь, моя дорогая, в чем бессознательная, вторичная выгода ее избыточного веса? Сохранить семью. Дети, мама, деньги, необходимые семье. Если она уедет, то семье будет плохо, а так плохо только ей, но система «семья» продолжает существовать. Думаешь, так не бывает? Таких случаев больше, чем ты думаешь. И я, зная о весе все и даже больше, эту проблему не решу, мне это не под силу. Эта женщина выбрала неосознанно путь спасения семьи.
Анна в 35 лет имела вес 165 кг при росте 165 см. Она занимала очень высокий пост в администрации города. В кабинет ко мне она пришла с мужем. Он помогал ей разуться и с заботой и нежностью относился к ней. Сначала я подумала, что это ее сын: высокий, очень симпатичный молодой человек. Не буду рассказывать все подробности, но после моих консультаций она похудела на 100 кг. Через 2 года она пришла ко мне с другой проблемой: ее муж, раньше добрый, отзывчивый, заботливый, стал поднимать на нее руку. Он шофер в гараже при администрации. Ревнует очень. Анна в панике – трое детей, он хороший отец, не пьет, хотя последнее время начал иногда злоупотреблять.
Вторичная выгода лишнего веса – это очень серьезная и сложная вещь. Ведь иногда полнота жещины – это залог жизни нересурсного мужчины с очень ресурсной женщиной. Анна, похудев, оказалась просто красавицей, умницей, имеет высокую должность и большую зарплату, общается с первыми людьми города. То есть в системе «семья» была очень успешная Анна и неуспешный по сравнению с ней муж. Но своей полнотой, своим изуродованным телом и соответственно подорванным здоровьем – а она и попала ко мне, потому что лежала в клинике с тяжелой гипертонией – муж мог проявить свою нужность. Своим лишним весом она как бы уравнивала иерархию, иначе она была бы выше. И у мужа было ощущение, что он ей нужен. Понимаете? Потом, я знаю, она получила приглашение поработать в Москве и уехала. Живет ли она с мужем, сохраняет ли достигнутый результат похудания – я не знаю, но знаю, что иногда женщина, чтобы сохранить такую систему, как «семья», жертвует собой. И мне грустно оттого, что не все можно решить, а если и можно, то не всегда просто (учитывая вторичную выгоду избыточного веса). Надеюсь, к тебе это отношения не имеет.