Школьные годы
Первый раз в первый класс… или в клетку?
Разумеется, маленький ребенок сталкивается с требованиями, налагаемыми обществом, еще в дошкольный период. По правилам нужно вести себя и дома, и в детском саду. Но все-таки переломным этапом для сверходаренных детей становится именно «первый раз в первый класс»: школьные требования и правила для них чаще всего слишком негибки и непонятны. Ведь они рассчитаны на стандартных детей.
Я бы могла привести вам множество примеров, отражающих одну и ту же тенденцию: сверходаренный ребенок не понимает всех школьных правил, которые на первый взгляд кажутся вполне очевидными. Точнее, он интерпретирует их по-своему. Это начинающееся расхождение со школой и всем учебным процессом формирует его будущее отношение к учебе, а также служит причиной будущих трудностей, которые еще долго будут мешать ему и окружающим. В свою очередь учителю бывает сложно догадаться, что не все ученики одинаково хорошо понимают его объяснения. Если ребенок не отвечает на вопрос, то это не провокация, не дерзость, не протест, а обычное непонимание!
Послушаем, как взрослый юноша по имени Артюр в свои 22 года с ностальгией и легким беспокойством вспоминает необычный эпизод из школьного прошлого: «Когда я учился в начальной школе, учительница каждый день писала на доске текущую дату и день недели. Затем она проводила опрос по пройденному материалу. При этом никто не вызывался ответить сам. Я же к тому времени уже умел читать и писать и сделал вывод, что, согласно школьным правилам, когда учитель задает вопрос, отвечать на него не нужно. Только к концу первого класса я догадался, что мои одноклассники ничего не отвечали, потому что не умели читать! Получается, что я неправильно истолковал их молчание и сделал совершенно неверный вывод! В итоге, пока я все это не осознал, я не отвечал на вопросы учительницы и при этом не мог понять, почему это ее так раздражает. Забавная история». Эта ситуация продолжает волновать юношу и много лет спустя. Он не перестает изумляться своему детскому непониманию, часто доставлявшему ему неприятности и повлиявшему и на его теперешние проблемы. Он до сих пор продолжает чувствовать себя не таким, как все, и постоянно сомневается, правильно ли оценивает окружающих…
Позднее, в более старших классах, сверходаренный ребенок сталкивается с новыми проблемами. Когда его просят написать сочинение, выполнить указание учителя или решить задачу, ребенок не может понять, что от него требуется. Его особый образ мышления, отличающийся от традиционной школьной ментальности, уводит его в сторону от правильного ответа. Поэтому он отвечает невпопад, не по теме, или вместо сочинения сдает чистый лист, всерьез считая, что не знает, что именно нужно писать.
Рассказывает Жерар, учитель родного языка и литературы: «Работая с такими учениками и задавая им какие-либо вопросы, я обычно советую им сильно не „умничать“, а отвечать как можно проще. Например, когда идет работа с текстом, в котором нужно найти диалог, я прежде всего прошу их перечислить все его очевидные признаки. То есть то, что все дети обычно отвечают в таких случаях: это диалог, потому что мы видим разговор двух лиц, потому что есть кавычки, потому что предложения начинаются с тире. И все! Не нужно проводить глубокий анализ текста, чтобы найти в нем какой-то скрытый смысл… Вот такие очевидные вещи сверходаренный ребенок не заметит никогда, если их не уточнить ему конкретно. Он просто не может себе представить, что от него требуют именно этого. К тому же, когда я прошу такого ребенка сделать работу над ошибками, он обычно очень удивляется: „А-а-а, так нужно было сделать именно это! Но это же так просто!“»
Заколдованный круг: не понял – виноват?
Теперь вы видите, что такая модель поведения ставит сверходаренных детей в трудное положение и загоняет в ловушку взаимного непонимания. Учителя начинают воспринимать его как хулигана и бунтовщика, не желающего принимать школьные правила. Такой ребенок не осознает причин своих школьных проблем, не догадывается, что его поведение отличается от общепринятых норм, и воспринимает упреки в свой адрес как незаслуженные оскорбления, понижающие его самооценку и подрывающие доверие к взрослым. Кто же может помочь ему?
Точнее! Еще точнее!
Чтобы ответить на вопрос или выполнить задание учителя, сверходаренному ребенку необходимо точно понять их. Часто он может сделать совершенно не то, что от него требовалось, так как он неправильно понял задание. Его постоянные уточняющие вопросы – это вынужденная необходимость, часто воспринимаемая учителями как дерзость и провокация.
На своей консультации я спрашиваю девятилетнего Пьера, какие школьные предметы даются ему лучше всех. Его ответ ставит меня в тупик: «На уроках или на перемене?»
Уточнения требуются сверходаренным детям также и потому, что многие слова они понимают буквально, что часто создает путаницу. «Ну так что, Тео, что ты будешь делать на каникулах?» – «Я буду их проводить», – отвечает мне этот семилетний мальчик, которому я задала банальный вопрос в надежде получить банальный ответ.
«Это не Хогвартс!», или Первые разочарования
Часто бывает так, что сверходаренный ребенок, до этого так стремившийся пойти в школу, разочаровывается после первых учебных дней. Он хотел быстро получить множество новых знаний, а в итоге его заставляют рисовать или делать аппликации. Часто можно услышать от таких детей: школа – это для самых маленьких. По прошествии нескольких лет учебы его постигает другое разочарование: когда ты что-то знаешь, это никого не интересует! Обычная учительская отговорка «Я в курсе, что ты у нас просто ходячая энциклопедия» сильно ранит нашего юного гения. Он делает вывод, что никакое знание в школе не поощряется. Кроме того, его ждет незавидная судьба отличника, которого недолюбливают одноклассники, быстро превратившие его в козла отпущения. Обидное прозвище «ботаник» еще долго будет звучать ему вслед. В итоге ему приходится молчать, чтобы не привлекать лишнего внимания.
«Я не верю в себя»
Но нашего сверходаренного ребенка ожидают и другие трудности, тем более неприятные, что он оказывается к ним совершенно не готов. Привыкший все схватывать на лету, запоминать без особых усилий, играючи заучивать большие объемы материала, он не может выполнять то, что от него требуют. Другими словами, его способ решения задач и его ответы на вопросы не являются правильными, и скоро в его дневнике начинают появляться неприятные замечания и плохие оценки. Растерявшись, он не знает, что делать дальше, и не понимает, почему у него ничего не получается. В свою очередь учителя начинают удивляться падению его успеваемости и часто пишут замечания типа «может заниматься лучше, не хочет прилагать усилий, должен работать более серьезно» и т. д. Должен, но как? Прежде всего, такому ребенку нелегко объяснить окружающим причину своих проблем. Они, разумеется, вызваны его особым мышлением, но кто об этом догадывается? Ему также сложно структурировать свои мысли. Он не может обосновать свой ответ, даже правильный, построить рассуждение, организовать свои идеи, даже когда у него в голове вроде бы имеется конкретный план. Все это – последствия нестандартного мышления, слабо отвечающего школьным требованиям.
Таким образом, когда возникает какая-либо проблема, первоначальный оптимизм сменяется разочарованием и неверием в собственные силы. Эта череда школьных неудач и их неизбежные последствия влияют на психологическое равновесие, поведение ребенка и его самооценку. Такой заколдованный круг очень сложно разорвать, когда проблемы накапливаются, а время безвозвратно уходит.
Задержка развития у сверходаренных детей
Уверена, этот заголовок вас поразил. Ведь, как я уже говорила, один из самых стойких мифов про сверходаренных детей в том и состоит, что они опережают сверстников в развитии. Как же они могут отставать в развитии? Практика показывает, что могут: ведь они чувствительны к стрессам, а вы уже поняли, что, переступив порог начальной школы, сверходаренный ребенок попадает под непривычный стресс и не всегда его выдерживает. Он ведет себя как растение в неблагоприятных новых условиях: вянет и медленнее растет.
Недавние исследования показали, что у сверходаренных детей часто выявляются такие виды нарушений: примерно каждый четвертый страдает дисграфией (сложностями с письмом) или дислексией (нарушением чтения), примерно у 10 % затруднено внимание. Беда в том, что эти проблемы могут долго оставаться незамеченными, так как ребенок старается компенсировать их за счет своего развитого интеллекта. Но в один прекрасный день это уже перестает работать. В итоге ребенок оказывается лицом к лицу с неожиданным затруднением. Это не лучшим образом отражается на его самооценке. Будем же внимательны к школьным трудностям сверходаренных детей, они могут быть вызваны именно такими психическими нарушениями!
Во власти скуки
Скука рождается от несоответствия между своим ритмом и ритмом окружающих: когда ты все понимаешь с полуслова, запоминаешь с первого прочтения, схватываешь с первого объяснения. Что делать со всем этим лишним временем, когда учитель повторяет пройденное, чтобы убедиться, что все усвоили материал? Такие минуты могут длиться очень долго. В итоге сверходаренный ребенок не может полностью использовать свой разум в процессе учебы, ведь, как мы уже увидели, сама образовательная система не дает ему такой возможности. Кроме того, простота материала расслабляет его и лишает мотивации, и в конце концов уроки становятся «свободным временем» для лишних размышлений. А такая «тренировка ума» вполне может оказаться для ребенка источником волнения. В итоге чаще всего сверходаренный ребенок не любит школу. Школьные годы кажутся ему бесконечными… Скука отравляет его учебный процесс. Она может оказаться причиной целой серии проблем и еще больше осложнить социальную адаптацию и психологическое равновесие сверходаренного ребенка.
Гадкий утенок, или Маленький изгой
Вполне естественно, что у сверходаренных детей уже в начальной школе возникают и сложности при общении со сверстниками.
«Я вполне могу „включить“ ту часть себя, которая может общаться со сверстниками, и мне комфортно с ними. Но тем не менее у меня нет никого, с кем я могла бы разделить свои проблемы, кто бы понял, что важно для меня», – признается пятилетняя Хлоя. Она еще совсем кроха, но уже знает, что такое одиночество.
Завести друзей, найти свою любовь – все это может стать целью всей жизни. Для сверходаренного ребенка, которому сложно найти в других какие-то отличительные черты, который чувствует себя одновременно похожим на остальных и не таким, как все, который часто не понимает реакцию и отношение окружающих, который ощущает себя изгоем, даже когда кажется, что он вроде как в своей тарелке… общение со сверстниками дается непросто. Хуже того, оно становится источником бесконечных обид, так как равнодушие и жестокость оставляют незаживающие раны у этого ребенка, удивленного такой сильной агрессией в свой адрес. Он не догадывается, что конкретно вызывает в нем насмешки окружающих. А они просто не понимают этого странного ребенка, доставляющего им столько неудобств одним своим присутствием. Подобно «гадкому утенку», сверходаренный ребенок страдает от этого вынужденного одиночества и чувствует себя настоящим изгоем.
Потребность командовать – еще одна проблема, мешающая нормальным отношениям со сверстниками. Сверходаренный ребенок испытывает непреодолимое желание приказывать, ибо он убежден, что отлично знает, что и как нужно делать. Это не потому, что он считает себя умнее или талантливее других. Просто ему кажется, что так будет лучше для всех. К сожалению, его ранние лидерские качества редко оцениваются по достоинству. Тем более что при этом он часто нервничает и становится вспыльчивым. Особенно это касается мальчиков, так как девочки более склонны решать конфликты мирным путем. Будучи более утонченными натурами, они пытаются как-то справиться со своими «командирскими» наклонностями.
Фонтан эмоций
Это еще одна характеристика человека, плохо приспособленного для жизни в обществе. Когда ты переживаешь все так остро, в том числе чужие эмоции, ты начинаешь быстро подвергаться влиянию среды, что приводит к реакциям, которые могут показаться окружающим странными и неадекватными. От внезапных слез до сильного гнева, от беспричинного страха до бурного энтузиазма… все эти эмоциональные вспышки отдаляют сверходаренного ребенка от его сверстников, делая его не таким, как все. Он и сам может начать стыдиться своих неконтролируемых реакций.
Обостренное чувство справедливости будет заставлять его постоянно выражать свое мнение, вести не всегда уместные дискуссии и словесные баталии. Такое поведение может сильно испортить его отношения с учителями, которые начнут считать такого ребенка грубым и невоспитанным.
Не верю в себя – не верю другим
Трудности с учебой быстро заставят сверходаренного ребенка растерять свою веру в других людей. Ведь, когда мы доверяем кому-то, мы можем положиться на этого человека, потому что он нас понимает. Однако у таких детей все чаще всего происходит ровно наоборот. Они не просто теряют веру в себя, но отношение окружающих заставляет их всерьез сомневаться в возможности рассчитывать на их помощь и понимание.
Мой дом – не моя крепость
Казалось бы, сверходаренному ребенку и в школе достаточно проблем. Но хватает ли ему душевного комфорта дома? Увы, дома у него все тоже не так просто – и вместе с тем очень непросто приходится не только ему, но и его родителям.
Воспитание сверходаренного ребенка и его подготовка к взрослой жизни – это уникальный жизненный опыт, требующий, однако, постоянного напряжения. Ведь он с утра до вечера засыпает вас вопросами, вмешивается в ваши дела, спорит с вами, доказывает свою правоту, не удовлетворяется простыми объяснениями, хочет получить ответы на все свои вопросы, не желает выполнять задания, которые вы даете ему. Зачем я должен делать это? Для чего это нужно? Зачем ты у меня это спрашиваешь? Почему это обязательно? И т. д. Он как будто ищет у родителей предел терпения, ну а им кажется, что они вот-вот взорвутся. Для такого впечатлительного ребенка, остро чувствующего все неприятности, которые он им доставляет, это становится источником дополнительного беспокойства: что же я делаю такого, что мои родители не выдерживают?
Кроме того, осознание слабости и пределов терпения собственных родителей замедляет у ребенка процесс идентификации: как стремиться быть похожим на отца или мать и во всем равняться на них, если они сами кажутся такими уязвимыми… Растерявшись, сверходаренный ребенок начинает надеяться только на себя, опираясь на собственные ориентиры в поведении. Разумеется, это совсем не простая задача.
Бесконечные слезы и истерики, мрачные депрессии, внезапные приступы гнева, непонятная жестокость, капризы без причины, бурная реакция на вполне обычные ситуации… все это не что иное, как проявления его эмоциональной гиперчувствительности, с которой так сложно жить и ему самому, и окружающим.
Пришелец в мире взрослых
Сверходаренный ребенок не чувствует границ при общении со взрослыми. Ему кажется, что он может спокойно общаться с ними. Он уверен, что с ним поговорят как с равным. Первое время он не может понять, за что его ругают. Ему начинают объяснять, что со взрослыми так не разговаривают. Понемногу он осознает, что можно и что нельзя. Что задавать лишние вопросы не принято. В итоге он замыкается в себе и вообще перестает открывать рот. Даже если ему не всегда ясно, почему его вопросы доставляют столько беспокойства.
Король без короны
Часто сверходаренные дети разочаровываются в своем детстве. И это легко объяснить: они ощущали себя всемогущими, а теперь как будто растеряли весь свой потенциал; они верили в свои способности, а теперь стали слабыми и уязвимыми; они мечтали побыстрее повзрослеть, а теперь боятся всех трудностей окружающего мира, с которыми они могут не справиться.
Это пока только предпосылки к дальнейшим проблемам. Существуют и счастливые сверходаренные люди, чувствующие себя в своей тарелке и способные общаться с окружающими. Их очень много. Правда, их поведение изучено гораздо хуже, потому что они не ходят к психологам, в крайнем случае лишь иногда, для профилактики. Число таких «сверходаренных везунчиков» растет благодаря лучшему пониманию их необычного поведения и предоставлению квалифицированной поддержки.