Тайны мозга, или Что полезного говорят нейробиологи
Вкратце перечислю важные для нашей темы открытия в области нейробиологии, непосредственно связанные со сверходаренными людьми и имеющие практическое значение. Нейробиологи установили, что важно не количество нейронов в мозгу, а количество связей между ними: чем больше этих связей, тем мощнее мозг. Именно они отвечают за интеллект. В процессе учебы мы усваиваем большой объем различной информации, затем применяем полученные знания на практике, в итоге нейроны в нашем мозге выстраиваются в связи. И чем больше этих связей, тем «мощнее» наш мозг.
Раньше было принято считать, что в раннем детстве нейроны образуются в больших количествах, в итоге к наступлению подросткового возраста наш мозг уже полностью сформирован, а затем начинается обратный процесс. Это правда лишь отчасти. Да, в раннем возрасте мозг действительно развивается феноменальными темпами, но ученые установили, что впоследствии угасания не происходит. Прекрасная новость, радостное открытие: наш мозг восстанавливается! Это означает, что теперь можно не бояться за количество наших нейронов, ведь из имеющихся вполне можно создать новые связи. Другими словами, можно всю жизнь учиться, размышлять и запоминать разную информацию и этим подпитывать свой мозг. Невероятно, правда? Почему это важно? Потому что, если вы взрослый, который в детстве в силу обстоятельств не знал о своей сверходаренности, теперь вы можете нагнать упущенные возможности. И это прекрасно.
Еще одно важное с практической точки зрения открытие нейробиологов: с наступлением подросткового возраста наш мозг еще не сформирован окончательно. Причем «незрел» он в той части, которая отвечает за поведение. В чем практическая ценность этого факта? В том, что теперь мы лучше понимаем, почему некоторые подростки так любят бессмысленно рисковать и подвергать опасности свою жизнь: их мозг просто не может приказать им остановиться! Им нужно сделать над собой усилие, чтобы использовать какие-то другие навыки для контроля своего поведения, что для них не вполне естественно. Зная об этом, сами подростки, их родители и учителя смогут решить множество сугубо подростковых проблем.
Далее, нейробиологи сделали поистине революционное открытие: наш мозг универсален. Ранее считалось, что каждая зона нашего мозга отвечает за конкретную функцию. Соответственно, предполагалось, что если одна зона повреждена (например, в результате черепно-мозговой травмы), то соответствующая функция тоже перестает работать. Например, если затронута речевая зона, то больной больше не сможет заговорить. Теперь же доказано, что наш мозг может работать в режиме многозадачности: любая его часть может отвечать за абсолютно разные функции. Другими словами, если повреждена одна зона, то другая «придет на помощь». Все это говорит о том, что возможности нашего мозга поистине безграничны.
Но и это еще не все. Ученым удалось опровергнуть бытовавшее ранее утверждение, что мы якобы используем лишь 10 % мозга. Оказалось, что мы используем весь мозг целиком, но не одновременно и не постоянно. Нагрузка на наш мозг и степень его активности всегда меняется: разные зоны включаются в зависимости от ситуации и решаемой проблемы, тогда как остальные бездействуют. Вот почему некоторую часть информации мы получаем как бы незаметно: когда одна часть мозга изо всех сил работает над основной проблемой, другие анализируют, обрабатывают и запоминают второстепенные данные. Такой феномен обычно называется «интуитивным познанием». Это та информация, об обладании которой не знаем мы сами, а «знает» лишь наш мозг.
Наконец, благодаря новым научным данным, удалось опровергнуть и расхожее убеждение, будто эмоции вредят рассудку. Долгое время считалось, что когда нам требуется что-то серьезно обдумать, то необходимо делать это с холодной головой. Ученые установили, что все обстоит наоборот: эмоции помогают мыслить. Без участия чувств наши решения, выводы и все наше поведение вполне могут оказаться лишенными всякого смысла, мы потеряем чувство реальности. Например, без привлечения эмоций мы не сможем передать нашу субъективную оценку, что ведет к решениям, противоречащим нашим или чужим интересам.