Когда адреналин становится наркотиком
Адреналин, вырабатываемый нашим организмом, вызывает сильнейшее привыкание, но, как и в случае с любым наркотиком, на каком-то этапе мы теряем к нему чувствительность. Мы перестаем понимать, что безопасно, а что — нет и как мы должны чувствовать себя в норме, потому что у нас вырабатывается постоянная и растущая потребность во все большей дозе.
Впрочем, это не означает, что адреналин по определению небезопасен — в конце концов, мы сами его производим: с незапамятных времен это было необходимым условием выживания человечества как вида. Наши предки довольствовались низкими дозами адреналина в повседневной жизни, повышая его только тогда, когда грозила опасность. Представьте себе, к примеру, прогулку по прекрасному цветущему лугу в ясный солнечный день. Вы в отличном настроении, расслаблены и получаете удовольствие от чистого воздуха, теплых солнечных лучей и окружающей красоты, пока не замечаете гремучую змею, свернувшуюся клубком на дороге. Как только это происходит, уровень адреналина в вашем организме мгновенно взмывает вверх, однако когда змея уползла или вы отошли на безопасное расстояние — угроза миновала и повышенный адреналин вам больше не нужен. Это то, на что эволюционно рассчитаны наши тела, — оптимальное, уравновешенное состояние организма, изредка прерываемое кратковременным адреналиновым взрывом, предупреждающим нас о возможной опасности.
Сейчас времена изменились. Мы по-прежнему прогуливаемся по цветущему лугу, наслаждаясь погожим днем и пением сладкоголосых птиц, однако на пути нас может подстерегать уже не одна змея, а сотни. И с каждым шагом мы рискуем наступить на одну из них. Это побочный продукт нашей эры сверхскоростей и супертехнологий — темп жизни ускорился в десятки раз и пропорционально выросли сопутствующие риски. Соответственно, уровни адреналина тоже вынужденно повысились. Десятилетия назад фермер, работающий в поле, или даже белый воротничок в офисе не нуждались в таком количестве адреналина ежедневно, если только не происходило что-то из ряда вон выходящее.
Современный человек уже не может позволить себе роскошь находиться большую часть времени в спокойном, сбалансированном состоянии. Постоянно повышаемые, почти зашкаливающие уровни адреналина стали для нас привычной нормой, ведь мы каждый день должны быть готовы к любым неожиданностям. Мы не спим ночами, переживая о том, как защитить себя и свою семью от трагедий, о которых ежедневно сообщают в новостях. Непрестанно стремящиеся вперед технологии вызывают у нас ощущение необходимости постоянно быть «в струе». У нас масса дел и забот и хронический недостаток времени. Мы видим, как болезни атакуют наших родных и близких, как мы сами и наше окружение постепенно выгораем эмоционально, духовно и физически, и все это вызывает у нас хронический стресс. Кроме того, нет-нет да и случаются реальные кризисы, что вновь заставляет адреналин повышаться, и в итоге мы становимся полностью зависимыми от этого гормона.
А еще мы любим использовать адреналин как лекарство. Я называю это адреналинизацией — именно ее я имею в виду, когда говорю об этом гормоне как о наркотике. Мы привыкаем к ощущению, которое дарит нам адреналин, бегущий по венам, и уже не можем вспомнить, как себя чувствовали тогда, когда его уровень был в норме. Мы ассоциируем адреналиновый подъем с ощущением «жизни», и, когда наконец имеем возможность расслабиться, нам кажется, что мы выдохлись и нам нужна новая доза, чтобы взбодриться. Так мы прибегаем к постоянной стимуляции, вне зависимости от того, работаем мы или отдыхаем.
Короче говоря, мы с вами, без преувеличения, живем в эпоху адреналиновых наркоманов — это наш способ справляться с вызовами быстро меняющегося мира. Но главный вопрос в том, каким образом это на нас влияет.